Системы рулевого управления КАМАЗа
Механизм рулевого управления КАМАЗа снабжен гидроусилителем (ГУРом), который предназначен для уменьшения усилия, которое водителю приходится прилагать для вращения рулевого колеса. ГУР также играет роль демпфера, который смягчает вибрацию и ударное воздействие от различных объектов на плохой дороге (булыжников, ям, неровностей и т. п.) и предохраняет всю систему рулевого управления КАМАЗа от преждевременного износа и разрушения. А также ГУР позволяет контролировать движение машины, в том числе груженой, при внезапном разрыве одной из передних покрышек.
Составляющие системы рулевого управления
В состав системы рулевого управления КАМАЗа модификаций 5320 и 4310, а также некоторых однотипных моделей, входят следующие узлы и механизмы:
- Рулевое колесо.
- Рулевая колонка.
- Карданный вал (кардан).
- Радиатор системы охлаждения.
- Клапан управления ГУРом.
- Угловой редуктор.
- ГУР, сопряженный с рулевым механизмом.
- Продольная тяга.
- Сошка.
- Трубопровод низкого и трубопровод высокого давления.
- Насос ГУРа.
- Емкость для хранения жидкости.
При выходе из строя гидроусилителя возможность управлять КАМАЗом и продолжать движение сохраняется благодаря наличию обратного клапана, который обеспечит соединение линий высокого и низкого давления. При этом скорость износа деталей увеличивается многократно, пропорционально ей растет вероятность их выхода из строя.
В случае поломки ГУРа продолжать эксплуатацию машины недопустимо. Обратный клапан предназначен только для того, чтобы доехать до сервисного центра или ремонтной базы.
Устройство рулевой колонки КАМАЗа моделей 5320, 4310, 55111
Рулевая колонка КАМАЗов данных модификаций является довольно сложным комплексным устройством. Она включает в себя следующие узлы:
- рулевой вал;
- стопорное и разжимное кольцо;
- два шарикоподшипника;
- труба, играющая роль корпуса;
- стопорная шайба;
- гайка для регулировки подшипников.
Колонка имеет две точки крепления: в верхней части — к кронштейну, спрятанному под приборной панелью кабины, в нижней части — к фланцу на полу кабины. Она соединяется с остальными узлами системы управления при помощи кардана и углового редуктора. Ведущая шестерня редуктора является неотъемлемой частью карданного вала, в корпусе крепится на подшипниках.
Передаточное число механизма равно 20.
Устройство кардана рулевого вала
Кардан КАМАЗов 5320, 4310 и схожих модификаций держится на шарнирах, закрепленных на игольчатых подшипниках. Данные подшипники являются необслуживаемыми, необходимое количество смазки специального типа в них закладывается на заводе. В замене смазки подшипники не нуждаются на протяжении всего срока работы.
Характер соединения — скользящего типа — обеспечивает возможность откидывания водительской кабины для доступа к скрытым под ней механизмам.
Кроме подшипников, карданный вал КАМАЗа состоит из:
- вилки;
- упорного и уплотнительного колец;
- обоймы уплотнительного кольца;
- крестовины;
- второй вилки со шлицевым стержнем;
- третьей вилки со шлицевой втулкой.
Шлицы покрываются слоем специальной смазки, которая закладывается также во втулку.
К угловому редуктору (его ведущей шестерне) вилки кардана прикрепляются с помощью системы клиньев. Клинья удерживаются шплинтованными гайками.
Конструкция углового редуктора
Угловой редуктор — технически сложный узел, который передает вращение вала (в свою очередь, вращаемого «баранкой») на винт рулевого механизма КАМАЗа. Он состоит из таких элементов:
- корпуса с крышкой;
- ведущей и ведомой шестерни;
- вала ведущей шестерни, сопряженного с карданом;
- шарикоподшипников с гайкой крепления;
- уплотнительных колец;
- упорного кольца, шайбы и упорной крышки;
- регулировочных прокладок;
- манжеты;
- защитной крышки.
Шариковые подшипники удерживаются на валу ведущей шестерни за счет напрессования. Во избежание случайного смещения они закреплены гайкой, буртик которой запрессован в паз на валу. Для удержания подшипников также служат стопорное кольцо и упорная крышка.
Регулировочные прокладки предназначены для регулирования зацепления между собой ведущей и ведомой шестерен. Зуб шестерен — спиральный.
Рулевой механизм КАМАЗов модификаций 5320, 4310, 55111
Механизм рулевого управления КАМАЗа имеет встроенный гидроусилитель. Этот комбинированный узел крепится к кронштейну на раме автомобиля в районе передней левой рессоры. Он состоит из:
- крышек — передней, задней и боковой;
- клапана управления гидроусилителем;
- стопорных, уплотнительных и распорных колец;
- плавающей втулки;
- установочного винта;
- вала сошки;
- перепускного клапана;
- защитного колпачка;
- картера;
- поршня-рейки;
- сливной магнитной пробки;
- винта;
- шариков и шариковых гаек;
- желобов, по которым движутся шарики;
- упорного подшипника;
- упорных, регулировочных и пружинных шайб;
- регулировочного винта с контргайкой.
Главный элемент конструкции — винт, на который передается вращение ведомой шестерни от углового редуктора. Вращаясь, винт передает вращение золотнику клапана управления. При этом поворот золотника по или против часовой стрелки изменяет степень сообщения полости цилиндра с линиями нагнетания и слива жидкости.
При повороте золотника по часовой стрелке жидкость поступает в одну часть полости и откачивается из другой, при повороте против часовой стрелки — соответственно, наоборот. Перемещение жидкости создает дополнительное усилие, что облегчает управление машиной. В этом и состоит принцип работы гидроусилителя.
Предназначение регулировочного винта — изменение зазора в зацеплении вала сошки и поршня-рейки. Винт располагается в боковой крышке.
Принцип работы рулевого привода
Это часть системы управления, обеспечивающая непосредственно поворот передних колес на заданный градус. В него включены продольная и поперечная тяги, которые, в свою очередь, состоят из:
- шаровых пальцев;
- верхнего и нижнего вкладыша;
- масленки (на каждой тяге отдельно);
- уплотнительных прокладок;
- вспомогательных узлов — стопорных шайб, пружин и т. п.
Поперечная тяга является частью передней оси КАМАЗа в сборе как технологической единицы. Продольная тяга является цельной деталью, ее шарниры не регулируются. Она передает усилие от сошки механизма к верхнему рычагу левого поворотного кулака.
В шарнирах располагаются шаровые пальцы, являющиеся основными элементами устройства.