Конструктивные особенности грузовика КамАЗ 4310
Легендарный автомобиль КАМАЗ-4310 был разработан в 80-х годах прошлого века. Он сразу стал достойным техническим продуктом своего времени, который до сих пор успешно применяется в разных отраслях хозяйства. На базе основной модели было разработано и произведено несколько модификаций более узкого назначения.
Сфера применения
Грузовой автомобиль КАМАЗ-4310 – один из самых успешных проектов российской автомобилестроительной промышленности. Благодаря отличной проходимости, мощности и грузоподъёмности машина широко используется для армейских и гражданских целей:
- перевозка грузов и личного состава в армии и подразделениях МЧС;
- геологоразведочные экспедиции;
- перевозка грузов в сельском хозяйстве, строительстве, на производствах;
- транспортировка древесины и лесоматериалов;
- спортивная модификация для участия в ралли.
Технические характеристики
Так как машина изначально планировалась как военная техника, все системы и конструкция рассчитана на эксплуатацию на труднопроходимых дорогах и в разнотипных климатических поясах (автомобиль работает при температуре от -45 до +50 градусов).
Весовые параметры | |
Полная масса, т. | 15,205 |
Снаряжённая масса, т. | 8,745 (в т. ч. на переднюю ось – 4,315, на тележку – 4,43) |
Масса буксируемого прицепного устройства, т. | 7 (по грунту), 10 (по шоссе) |
Грузоподъёмность, т. | 6 |
Габариты | |
Длина/ширина/ высота, мм | 7650*2500*2900 |
Размеры платформы (Д*Ш*В), мм | 4800*2320*500 |
Колея колёс (передних/задних), мм | 2010/2010 |
Динамические показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Время разгона до 60 км/ч, сек | 35 |
Тормозной путь с 40 км/ч, м | 17,2 |
Наружный угол поворота, м | 11,2 |
Проходимость | |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Другие параметры | |
Объём бака, л | 125*2 |
Расход топлива, л/100 км | 30 |
Ходовая часть
Продуманность конструкции и отличная сборка обеспечивает высокую износостойкость всей системы. КАМАЗ -4310 относится к классу полноприводных грузовых автомобилей с 3-мя независимыми мостами и колёсной формулой 6*6. Дисковые колёса оснащены широкопрофильными шинами типа ИП-184 с возможностью регулировать давление воздуха.
В автомобиле реализована рессорная подвеска: передняя — с гидравлическими амортизаторами, задняя — балансирная, с реактивными штангами.
Тормозная система представляет довольно сложную конструкцию и включает:
- рабочий тормоз на все колёса с пневмоническим приводом;
- совмещённый стояночный и запасной блок;
- вспомогательный тормоз-замедлитель.
Трансмиссия
Автомобиль КАМАЗ-4310 имеет 5-ступенчатую коробку передач, снабжённую синхронизаторами для безударного переключения. Раздаточная коробка укомплектована межосевым дифференциалом для эффективного перераспределения крутящего момента и 2-ступенчатым редуктором. Система управляется электропневматическим приводом. Передача мощности от мотора производится через 4 карданных вала.
Силовой агрегат
Автомобиль оснащён 4-тактным 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением, верхним расположением клапанов, системой прямого впрыска. Базовая модель КамАЗ-4310 комплектовалась мотором 740.10 мощностью 210 л. с., последующие версии — более мощным силовым агрегатом 740.10-20 (220 л. с.)
Другие системы и оборудование
Особая конструкция рулевого управления с гидравлическим усилителем позволяет легко управлять автомобилем на бездорожье. Лебёдка с червячным редуктором значительно расширяет функционал автомобиля – максимальная длина троса — 83 м. Схема электрооборудования включает 2 батареи, генератор и регулятор напряжения.
Кабина
Водительская кабина автомобиля КамАЗ выполнена в простом стиле без дополнительных дизайнерских опций. Рассчитана на 3 места, оснащена системами термо- и шумоизоляции, независимым обогревателем калориферного типа. Регулируемое сидение подрессоренного типа. Некоторые модели, предназначенные для транспортировки грузов на длинные дистанции, оснащены спальным местом для водителя. Для всех версий предусмотрена гидравлическая система наклона кабины вперёд для доступа к двигателю.
Модификации
На основе базового автомобиля КАМАЗ- 4310 было выпущено несколько версий:
- КамАЗ 43101. Оборудован двигателем 740.10-20 мощностью 220 л. с. Увеличенная грузоподъёмность до 6 т., улучшенные эксплуатационные характеристики. Впоследствии эта версия заменила базовую модель.
- КамАЗ 43105. Комплектуется двигателем 740.10 мощностью 210 л. с. Предназначен для гражданских целей.
- КамАЗ 43106. Отличается модернизированными системами подвески и трансмиссии.
- КамАЗ 43114. Модернизированная версия армейского автомобиля.
- КамАЗ 43115. Гражданская транспортная модель с улучшенными показателями.
- КамАЗ 43118. Транспортировочный вариант, отличается увеличенной платформой.
- КамАЗ 4410. Тягач для буксировки полуприцепов общей массой до 15 т.
- Бронеавтомобиль «Тайфун-1». Разработан для задач силовых структур. Отличные технические характеристики КАМАЗ-4310 позволили взять именно эту машину за основу для проектирования бронетранспортёра.
- КамАЗ 431010 (модель С4310). Спортивная раллийная версия. В двигатель и другие системы внесены ряд конструкторских изменений, благодаря чему удалось достигнуть мощности силового агрегата 290 л. с.
Многоцелевой автомобиль КамАЗ за долгие годы эксплуатации полностью оправдал ожидания пользователей. Машина незаменима на бездорожье, отличается высокой мощностью, надежностью и функциональностью, способна безотказно работать в любых климатических поясах. Аналоги зарубежного производства стоят гораздо дороже и не всегда подходят для работы в суровых российских условиях.