Описание технических характеристик двигателя Д-243 (дизельного)
Дизель Д-243 от Минского моторного завода считается одним из наиболее востребованных двигателей. С 1974 года началось производство популярных тракторов МТЗ-80/82, которые создаются и сегодня. Со временем для транспортных средств стали использоваться дизельные моторы, представляющие главный силовой агрегат белорусских тракторов. Высокие технические характеристики двигателя Д-243 стали предпосылкой для выпуска целой линейки двигателей с разной комплектацией.
Сфера применения устройств
Мотор прост в эксплуатации, неприхотлив, не доставляет трудностей в обслуживании. За счет универсальности и преимуществ двигатели получили широкое применение. В настоящее время они устанавливаются в следующие виды машин:
- Трактор ТТЗ-80.10 от Ташкентского завода;
- Тракторы МТЗ 80/82 и современные модификации;
- Погрузчик ТО-18Б АО белорусского производства;
- Экскаватор ЭО-3323А от Тверского завода;
- Дизельные электрические станции АД-12/16/20/30.
Подобная модификация имеет ту же сферу применения, что прочие разновидности данного дизельного двигателя.
Техническое оснащение дизельного агрегата
Двигатель оснащен 4 тактами. Цилиндры располагаются вертикально, в ряд, а впрыск топлива производится прямо в них. Технические характеристики ММЗ Д-243 представлены в таблице.
Характеристики | Показатели |
Количество цилиндров | 4 |
Порядок запуска цилиндров | 1 – 3 – 4 – 2 |
Диаметр цилиндров | 11 см |
Расстояние между низкими и высокими положениями поршня | 12,5 см |
Мощность двигателя | 59,6 кВт |
Рабочий объем | 4,75 л |
Минимальное количество оборотов | 600 вращений в минуту |
Наибольшее число вращений | 2380 оборотов в минуту |
Расход топлива | 226 г/кВтч |
Расход масла на время гарантийного обслуживания | Составляет 1,1% по отношению к топливу |
Вращение | Правое |
Вес мотора в снаряженном сухом виде | 430 – 490 кг |
Использование дизельного двигателя ММЗ Д-243 актуально в местах с температурой -45 – +40 и полноценной вентиляцией.
Составные элементы дизельного мотора
Конструкция Д-243 обладает традиционным оснащением. Основа представлена блоком цилиндров, изготовленных из чугуна. Из этого же материала производится головка блока и элементы системы газораспределения.
Цилиндровый блок
Представляет собой основу конструкции устройства. Производится из чугуна и имеет 4 отверстия для фиксации цилиндров. Установка производится при помощи гильз, которые закрепляются в верхнем посадочном поясе. Нижняя часть элементов монтируется специальными резиновыми кольцами. Между блоком цилиндров и гильзой остается свободное пространство, в котором перемещается охлаждающая жидкость.
В блоке есть каналы для подачи смазки к подшипникам. С внешней стороны устройства имеются плоскости, предназначенные для фиксации различных приспособлений: водяной помпы, фильтров и прочих.
Головка дизельного механизма
Является цельным элементом дизельного двигателя Д-243, отливается из чугуна. Деталь обеспечивает полноценное функционирование топливной и газораспределительной системы. В головке имеются каналы, обеспечивающие приток свежего воздуха и удаление отработанных газов. Перекрываются отверстия специальными клапанами.
В верхней части располагаются коромысла, колпак, закрывающий клапаны, и всасывающий коллектор. Рядом с ТНВД находятся форсунки. С противоположной стороны – выхлопной коллектор.
Главные механизмы дизеля
Для обеспечения нормальной работы двигателя Д-243 необходимы два элемента.
Кривошипно-шатунный механизм мотора включает в себя следующие детали:
- Коленвал. Производится из стали, уплотняется манжетами с обеих сторон. На вал крепятся приводы масляного насоса, шкив генератора и другие детали.
- Поршни. Изготавливаются из алюминия. На поршнях располагаются канавки, в которые монтируются 3 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
- Шатуны. Стальные детали, на головке которых имеется запрессованная втулка и каналы для попадания масла в поршни.
- Коренные и шатунные подшипники. Для дизеля Д-243 подбираются вкладыши с двумя разными размерами.
- Маховик. Чугунный элемент, который закрепляется на фланце коленчатого вала.
Механизм газораспределения состоит из следующих деталей:
- Распределительный вал. Устанавливается на коленвале, имеет 3 втулки, выполняющие функции подшипников.
- Толкатели. Стальные элементы с рабочей частью, выполненной из отбеленного чугуна.
- Штанги. Взаимодействуют с толкателями. При их производстве используются стальные стержни.
- Коромысла клапанов. В механизме газораспределения дизельного мотора они раскачиваются на оси и фиксируются на цилиндрах 4 шпильками.
- Выпускные и впускные клапаны. Выполнены из жаропрочной стали, закрываются при помощи пружин.
- Уплотнительные манжеты. Предотвращают попадание масла в выхлопной коллектор и цилиндры.
Основные системы двигателя
За счет 3-х главных систем дизельный двигатель ММЗ Д-243 осуществляет свою работу. От каждой из них зависит производительность мотора.
Питание
Состоит из нескольких составных частей:
- Топливный насос (ТНВД). Действует от коленчатого вала при помощи распределительных шестеренок, оснащен парой рычагов и всережимным регулятором.
- Форсунка. Впрыскивает дизельное топливо в цилиндр. Форсунки имеют 5 отверстий.
- Топливные фильтры. Осуществляют грубую и тонкую очистку топлива.
- Воздухоочистители. Очищение воздухи происходит при помощи центробежной силы и масляного пылеуловителя.
Смазочная система
Для дизельного двигателя применяется комбинированная система смазки. Подача смазывающего вещества к деталям мотора производится под действием давления. При помощи разбрызгивания смазываются элементы кривошипно-шатунного механизма и других систем.
В Д-243 задействован шестеренчатый масляный насос с одной секцией. Он крепится болтами к крышке переднего коренного подшипника. Оптимальные показатели давления поддерживаются за счет предохранительного клапана. Сливной клапан регулирует давление, сбрасывая излишки масла в картер.
Система охлаждения
Охлаждение дизельного двигателя производится принудительно, при помощи центробежного насоса. Регулировка оптимальной температуры осуществляется дистанционным методом с использованием специального датчика, встроенного в головку цилиндров.
Нормальные показатели температуры – 85 – 95 градусов.
Дизельный двигатель Д-243 – мощное производительное оборудование, которое устанавливается в современные тракторы, погрузчики, экскаваторы. Перед началом работ новый мотор обязательно подвергается обкатке, сначала на холостом ходу (5 минут), затем с нагрузкой, которая постепенно возрастает (30 часов). В период эксплуатации важно не допускать перегрузок двигателя. Обслуживание производится в соответствии с регламентом.