Особенности и технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410
ЗИЛ-431410 — грузовой автомобиль среднего тоннажа (грузоподъемность 6 тонн), производство которого было начато в 60-х годах в СССР. Благодаря оптимально подобранным техническим характеристикам ЗИЛ-431410 производился до 2014 года.
Эта машина являлась прототипом грузовика ЗИЛ-130, но долго выпускалась как самостоятельная модель.
Сфера применения
Грузовик-тягач ЗИЛ 431410, обладающий колесной формулой 4*2, изначально находился в разработке как универсальный гражданский и военный транспорт. На него устанавливались различные типы грузовых отсеков, в том числе:
- КУНГИ;
- отсеки для перевозки личного состава;
- самосвальные кузова для грузов любых типов;
- цистерны для воды или других жидкостей и сжиженных газов;
- оборудование для коммунальных работ, превращавшее ЗИЛ в прототип комбинированной дорожной машины.
На военные ЗИЛ-431410, отличавшиеся кабиной, окрашенной в «защитный» цвет хаки, монтировались некоторые виды вооружения. На его базе изготавливались машины с особыми техническими характеристиками, специального назначения для военных нужд, к примеру, транспорт аэродромного обслуживания.
Автомобиль ЗИЛ-431410 выпускался в различных типах климатического исполнения — для субтропиков и умеренного климата и для Крайнего Севера.
Технические параметры
Основные технические характеристики ЗИЛ-431410:
- длина между центрами передних и задних колес — 3800 мм;
- полная длина — 6675 мм;
- максимальная ширина (равная ширине кузова) — 2500 мм;
- высота — 2400 мм;
- грузоподъемность — 6 т;
- полная масса — 10,4 т;
- максимальная скорость — 90 км/ч;
- предельный угол подъема — 31 градус;
- минимальная зона разворота — 8,9 м.
Характеристики двигателя
Технические характеристики двигателя ЗИЛ-431410 следующие:
- тип мотора — бензиновый карбюраторный (поздние версии — с электронной системой впрыска);
- число цилиндров — 8;
- расположение — классическое для советского машиностроения V-образное, взаимный угол — 90 градусов;
- количество клапанов — 16;
- охлаждение — жидкостное;
- рабочий объем — 6 л;
- максимальная мощность — 150 л. с.;
- обороты, на которых развивается предел мощности — 3200 об./мин;
- максимальный крутящий момент — 401,8 Нм, достигается при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин;
- применяемый бензин — неэтилированный, с октановым числом 76.
Двигатель комплектуется экономайзером. Поздние версии мотора, производившиеся с конца 80-х годов, получили усовершенствованный воздушный фильтр ВМ-21 с бумажным и керамическим фильтрующими элементами.
Основной способ смазки — разбрызгиванием и под давлением.
В ограниченных масштабах (на правах действующих прототипов) производились ЗИЛы с дизельными двигателями, но в серийное производство их не запустили.
Грузовик-тягач ЗИЛ-431410 имеет бензобак объемом 170 л. При этом топливо расходуется в режиме 32 л/100 км при скорости движения 80 км/ч, 26 л/100 км — при скорости 60 км/ч. Данная скорость — «крейсерская».
Выпускались модификации со встроенным газобаллонным оборудованием.
Параметры трансмиссии
Технические характеристики трансмиссии:
- Коробка передач, которой снабжен ЗИЛ-431410 — механическая, на стандартные 5 ступеней вперед и 1 назад. Все ступени, кроме первой, снабжены синхронизаторами.
- Сцепление — однодисковое, фрикционное, с механическим приводом выключения. Ведущий мост — задний, карданных валов 2.
- Конструкция главной передачи в разных модификациях отличается — она либо одинарная, гипоидной конструкции, либо двойная, с прямозубой и косозубой парой.
Ходовая часть
Передняя подвеска автомобиля выполнена на двух полуэллиптических рессорах с двумя амортизаторами, работающими по гидравлическому принципу. Задняя часть имеет 2 основных и два дополнительных рессоры без амортизаторов.
Типоразмер колес — 260R508.
Тормозная система
Грузовики ЗИЛ-431410 выпускались в двух вариантах: с одноконтурной и с 1986 года с многоконтурной тормозной системой. Разницы в индексации машин не было. Одну модификацию от другой можно отличить по приборному щитку в водительской кабине — у версии с многоконтурными тормозами он усовершенствованный (выведен ряд дополнительных датчиков и сигнализаторов). Технические характеристики многоконтурной схемы в целом подобны более простой версии.
Основные тормоза — барабанные, стояночный тормоз — с пневмоприводом. В состав тормозных систем обоих типов входят пружинные энергоаккумуляторы и противоконденсатный предохранитель на спирту. Суппорт задних тормозов — усиленный.
Система электрооборудования
В состав электросистемы ЗИЛ-431410 стандартно входит стартер, генератор и аккумулятор. Рабочее напряжение аккумуляторной батареи — 12, а не 24 В, как на других грузовиках.
Система лобового освещения состоит из двух ходовых фар (в каждой — по 2 нити накаливания, для дальнего и ближнего света), двух поворотников и двух подфарников, расширяющих конус освещения.
Система электрооборудования претерпевала с течением времени наибольшие изменения, чем другие подсистемы этого грузовика. Появлялись новые электронные компоненты, например, система регулирования впрыска, электронная подсистема управления экономайзером, электронный ограничитель максимальной частоты оборотов и т. п.
Устройство кабины
Кабина ЗИЛ-431410 — цельнометаллическая, трехместная. По всем конструктивным характеристикам совпадает с кабиной от ЗИЛ-130.
Сиденье водителя — регулируемое в трех позициях. Сдвоенные сиденья для пассажиров — нерегулируемые.
В стандартную комплектацию входит печка, омыватель лобового стекла и стеклоочиститель с двумя дворниками каркасного типа. Руль имеет гидроусилитель.
Посадка водителя — высокая. Кресло отличается высоким (для грузовика) уровнем комфорта.
В отделке кабины отсутствуют пластик и иные, кроме металла, материалы. Приборы — аналоговые, «стрелочного» типа. Окошки большинства приборов, кроме спидометра, маленькие.
Подушки безопасности отсутствуют. В правой части кабины смонтирована горизонтальная металлическая ручка для пассажиров. Между ручкой и рулевым колесом находится «перчаточный ящик».
В ранних модификациях данного грузовика присутствовал технический вентиляционный люк на крыше. Позднее его сочли малоэффективным и убрали, но штамповка на крыше сохранилась.