Технические и качественные характеристики автомобиля ЗИЛ-5301
Надежность, доступность и простота ремонта ЗИЛ-5301 сделали эти грузовики по-настоящему народными автомашинами. Сейчас их выпуск не ведется, но автомобили до сих пор пользуются спросом. В числе владельцев ЗИЛов – крупные компании-грузоперевозчики и частные лица.
Исторические сведения о ЗИЛ-5301
Серийное производство автомашин ЗИЛ-5301 было начато в 1995 году на автозаводе имени Лихачева по немецким разработкам от Daimler-Benz AG. Их подстроили под отечественные реалии. За несколько лет автомобиль стал популярным, получил в народе ласковое прозвище «Бычок» и обзавелся десятками модификаций. Их выпуск прекратился в 2014 году, но по дорогам бегает еще немало таких грузовиков малого тоннажа.
Тактико-технические параметры автомобиля
Этот малотоннажный грузовик — компактный и маневренный. Если говорить о технических характеристиках ЗИЛа, то они следующие:
Показатели | Габаритные размеры автомобиля (в мм) | |
Высота | Общая | 2365 |
Грузовой платформы | 450 | |
Длина | Общая | 6175 |
Грузовой платформы | 3750 | |
Ширина |
Общая | 2319 |
Передней колеи | 1832 | |
Задней колеи | 1690 | |
Грузовой платформы | 2250 | |
Рамы | 845 | |
Полки лонжерона | 70 | |
Колесная база | 3650 | |
Клиренс | 180–7800 | |
Толщина металла лонжерона | 5 |
Дополнительные параметры: колеса – 6,5Jх16Н2, шины – 225/75R16С.
Важны и показатели массы автомобиля. К ним относят:
Измеряемый объект | Вес (в кг) | |
Снаряженная машина | 3695 | |
Максимум грузоподъемности | 3450 | |
Колесо | 42 | |
Рама и тент | 740 | |
КПП | 85 | |
Моторный узел | 620 | |
Мосты | передний | 2300 |
задний | 2190 | |
Мосты при полной загрузке | передний | 2350 |
задний | 4900 |
Максимальная масса автомобиля при полной загрузке – 6950 кг.
Здесь приведены габариты исходной модификации – ЗИЛ-5301АО, в других вариантах исполнения были внесены изменения. Например, ЗИЛ-5301ДО длиннее базовой модели, а ЗИЛ-5301БО оснащен особой системой установки спецоборудования – комплектацией кузовами различного назначения.
Конструктивные особенности двигателя и других узлов машины
Первые серийные автомобили шли с двигателем ММЗ Д-245.12С, но уже спустя два года на ЗИЛ «Бычок» стали ставить улучшенные турбодизельные системы ММЗ Д-245.9 с турбонаддувом, регулировкой давления воздуха и интеркулером, соответствовавшие нормам «Евро-2». Еще через семь лет двигатели улучшили до соответствия нормативам «Евро-3». Топливо в среднем расходуется по 12 л за 100 км.
Параметры турбодизельной системы ЗИЛа:
- объем – 4,75 л;
- мощность – 136 лошадиных сил;
- четыре цилиндра диаметром 110 мм;
- поршневой ход – 125 мм.
Что касается трансмиссии, то автомобиль снабжен механической коробкой передач с пятью ступенями, основной тип – гипоидный. На каждой, кроме первой и третьей, действует синхронизатор. Сцепление работает в масляной ванне, многодисковое. В устройство карданной передачи ЗИЛа входят промежуточная опора, три шарнира, скользящее шлицевое соединение.
Рама
В качестве прообраза автомобиля применялась модель грузовика от автоконцерна Mercedes Benz – Vario. От нее перешло по наследству устройство рамы лестничного типа с лонжеронами сечения «швеллер».
Подвеска
Передняя подвеска – на двух рессорах в форме полуэллипса, со скользящими задними концами и парой амортизирующих механизмов. Задняя подвеска – на четырех рессорах аналогичной формы, две из которых являются главными.
Система торможения
Управлять ЗИЛом «Бычок» в городе не всегда комфортно, поскольку, несмотря на сравнительно компактные габариты грузовика, поворотный радиус составляет 780 см. Тормозная система имеет два контура, каждый из которых независим. Один направлен на то, чтобы тормозить переднее правое и заднее левое, другой – на переднее левое и заднее правое колесо. Это позволяет максимально обезопасить вождение. Если один из контуров выйдет из строя, возможна экстренная остановка.
Передние тормоза у автомобиля ЗИЛ-5301 – дискового вида, задние – барабанного. Тормозная система гидравлическая, с пневмоусилителем. Рычаг стояночного тормоза имеет механическое соединение с задними механизмами. Самые последние варианты оборудованы системой автоблокировки.
Система заправки
ЗИЛ-5301 оснащен объемными заправочными емкостями, в числе которых:
- Бак тормозной жидкости – 1 л.
- Гидропривод – 0,4 л.
- МКПП – 5,1 л.
- Задний мост – 3,3 л.
- Охладительная система – 16 л.
- Система гидроусилителя – 3,2 л.
- Топливный бак – 125 л.
- Амортизатор – 0,45 л.
- Двигатель и радиатор (суммарное количество) – 11,5 л.
- Бачок омывателя – 2,2 л.
Топливо ЗИЛа — дизельное, а для заполнения других заправочных емкостей применяется масло, тормозная жидкость, иные составы (в зависимости от назначения).
Кабина и ее наполнение
Этот малотоннажный грузовик не может похвалиться изысканной «внешностью» и лоском. Но при этом его кабина вполне комфортабельна. Она хорошо изолирована от холода и шума. В зимний период встроенная печь, соединенная с охладителем мотора, не дает замерзнуть в суровый мороз.
Особенности кабины ЗИЛа-5301:
- внешняя поверхность – листовой металл;
- внутренняя поверхность – прочный, стойкий к загрязнениям материал:
- маленький капот, открывающийся назад;
- сидение – двухместное, регулируемое, очень мягкое;
- очиститель из трех щеток и омыватель ветрового стекла, снабженные электрическим приводом;
- яркие, выразительные фары.
Маневрировать автомобилем ЗИЛ «Бычок» несложно благодаря гидравлическому усилителю объемного двухспицевого руля. Такие конструктивные особенности делают его сравнительно безопасным: даже при столкновении лоб в лоб на высокой скорости возможность складывания рамы невелика. Значительная часть систем и узлов легко ремонтируется прямо в дороге.
Есть варианты кабин ЗИЛов с люком и спальным местом. Для коммунальных нужд была создана модификация с четырьмя дверьми, рассчитанная на шесть пассажиров.
ЗИЛ-5301 – недорогой и простой в эксплуатации грузовик малого тоннажа. Благодаря конструктивным особенностям он довольно безопасен – редко при попадании в дорожно-транспортные происшествия водитель и пассажир сильно травмируются. Все эти качества делают автомобили такого типа популярными и сейчас.