Инструкция для самостоятельной регулировки клапанов ЗИЛ 130
Клапаны ЗИЛ-130 – важные составляющие цилиндров в моторе автомобиля. Обязательную регулировку клапанов ЗИЛ-130 водители выполняют самостоятельно.
Проверка крепления блочной головки
Головки цилиндров отделены от основного корпуса узла прокладками и крепятся болтами с учетом момента зажима. Из-за неправильного или слабого крепления в камере сгорания нарушается герметичность, и газ просачивается наружу. Это приводит к сбою в работе ДВС и тормозит новый запуск мотора. Неправильное зажатие провоцирует порчу прокладки и последующее ржавление цилиндровых зеркал.
Во избежание потерь или полного отказа проверяют правильность затяжки болтовых соединений при моторе холодном. Если в подогретом состоянии выполнять действия, при остывании возникнут зазоры.
Проводя контроль, используют ключ динамометрический (либо обычный, но с плавно-поступательным нажимом), выдерживая параметры от 7 до 9 кГм. При теплом двигателе контролируют по верхнему предельному параметру, при охлажденном – по нижнему. Если возникла необходимость в контрольке цилиндров при перегретом моторе, жмут до максимального предела.
К крепящим элементам относятся и регулировочные осевые болты коромысел. Их также проверяют на степень зажима, контролируют наличие или отсутствие зазоров. Если проблема связана с прокладками, их меняют, предварительно очистив в охлаждающей «рубашке» все проемы.
Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130
Монтаж головки цилиндров выполняют на специальном стенде, следуя такому алгоритму:
- установкой сжатого воздуха в клапанных втулках и седлах продувают все отверстия;
- втулки направляющие и стержни (впускные, выпускные) до установки на свои места обрабатывают маслом;
- проверяют плавность движений клапанов в цилиндрах, в случае необходимости заменяют новыми;
- у ЗИЛ-130 в клапанах впускных надевают на втулки шайбы пружинные, на выпускных – механизм вращения;
- на впускные надевают манжеты из резины, с направлением витков шайб к цилиндровой головке;
- клапанные тарелки пружинные монтируют на стержни; повернув на кране рукоятку, распределяющую воздух, добиваются сжатия всех пружин (одновременно);
- смазав «сухарики» солидолом, вставляют их в стержневые канавки, стараясь полностью вклинить в конусные отверстия;
- стендовое нажимное приспособление возвращают в исходник;
- ввертывают шпильки в плоскостные проемы – сверху и в зонах, где прилегают впускной трубопровод и выпускной; головку цилиндров переводят в оптимальное положение;
- расположив головки от коромысел в расстоянии 5-6 мм, в проемы последних вкручивают винты и гайки;
- загнав в осевой проем на коромысле шплинт, собирают узел, надевая поочередно желоб маслосливной, шайбы, стойки и т.д.
Все действия по монтажу цилиндровых головок ЗИЛ-130 выполняются без спешки, с использованием стендовых приспособлений.
Отладка зазора клапанов ДВС
Вверху блочной головки с наклоном к цилиндрической оси одним ярусом закрепляются клапаны ЗИЛ-130. Фаска седла рабочая выпускного клапана ЗИЛ-130 установлена под углом в 45°, впускного – 30°. Для повышения эксплуатационного срока в рабочем состоянии мотора специальными механизмами проводят принудительные повороты.
Если появится стук, без регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 не обойтись. Проверяется (на моторе холодном) клапанно-коромысловый промежуток, выдерживая 0,25-0,3 мм контргайкой в малом плече.
Поршень цилиндра № 1 вводят в верхнюю тактовую мертвую точку. С помощью ограничительного датчика контролируют положение шкивного отверстия коленчатого вала – непосредственно под меткой ВМТ.
В процессе регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 выдерживают цилиндровую очередность:
- впуск и выпуск 1;
- впуск 2, выпуск 3;
- выпуски 4 и 5;
- впуски 7, 8.
При обнаружении серьезных дефектов производят замену клапанов ЗИЛ-130.
Особенности регулировки клапанов ЗИЛ-130
Со временем части ГРМ изнашиваются и это приводит к увеличению температурного зазора. Чтобы избежать серьезных проблем с ДВС, периодически требуется регулировка клапанов ЗИЛ-130.
Следующие действия производятся на остывшем моторе:
- подняв капот, выкручивают гайки крепления крышек;
- у 1-го цилиндра выводят поршень в ВМТ;
- вывернув в зажигании свечу и сняв крышку распределительную, проверяют тактовое сжатие;
- контролируют щупом зазор у коромыслового носка с клапанным стержнем цилиндра.
Регулировка:
- удерживая винт регулировочный, ослабляют контргайку;
- поместив в зазор щуп, поворачивают винт до нужного размера;
- закрепляют контргайкой.
Следующие 7 цилиндров регулируют поворотом коленчатого вала, выдерживая очередность: 1=5=4=2=6=3=7=8. Своевременная регулировка клапанов ЗИЛ-130 поможет избежать многих неприятностей в работе ДВС.
Крышка шестерен ГРМ ЗИЛ-130
Распределительные шестерни в ГРМ закрыты крышкой, параллельно являющейся опорой для мотора ЗИЛ-130. Основное требование здесь – отсутствие сколов. В противном случае крышку меняют, в то время как небольшие трещины заваривают, делая ровный шов высотой 0,5-1 мм, без вкрапления шлака и наличия раковин.
Если трещины обнаружены в местах, где нет существенной нагрузки, достаточно заделать швы эпоксидкой. Стертые сальниковые отверстия наплавляют после предварительной расточки на станке.
Обнаружив износ фланца крышки, делают наплавления, увеличивая у бобышек высоту до параметра в 1,4 см. Проводят контроль толщины, выдерживая параметр в 0,63 см. Выполнив все необходимые действия, между плитой контрольной и крышкой распределительных шестерен проверяют зазор щупом в 0,02 мм.