Технические характеристики и устройство ЗИЛ 157
Серийное производство этого автомобиля началось в конце 40-х годов прошлого столетия. Технические характеристики ЗИЛ-157 позволили данной технике быть востребованной на протяжении полувека. Сняли автомобили с производства только в 1994 году.
Применение автомобиля ЗИЛ-157
Первоначальное назначение ЗИЛ-157 – обеспечивать нужды оборонной промышленности. На автомобиле перевозились боеприпасы, различные грузы и солдаты. Дополнительное оснащение лебедкой сделало данный вид транспорта удобным для эвакуации гусеничной и колесной техники.
Со временем, модифицируя грузовик, конструкторы приспособили его и в народном хозяйстве:
- в строительстве;
- на различных производствах;
- в сельском хозяйстве;
- на лесозаготовках;
- на рыбоводческих фермах;
- в охотничьих угодьях.
Грузовик ЗИЛ-157 был активно востребован и за границей. В Финляндии до сих пор эта техника используется на лесозаготовках.
Благодаря удачной конструкции автомобиль успешно эксплуатировался в любых погодных условиях. Регулировка давления в шинах позволяла передвигаться с оптимальной скоростью на любых грунтах – по пашне и бездорожью, в болотистой местности и по песчаным барханам, а также снежным заносам.
Технические характеристики
ЗИЛ-157 так долго пользовался популярностью благодаря своим техническим параметрам, основные из которых приведены в таблице.
Технические характеристики первых моделей
Характеристики | Ед. изм. | Параметры |
Max.заявленная скорость | км/ч | 65 |
Грузоподъемность по трассе/по грунтовке | т | 4,5/2,5 |
Объем топливного бака | л | 150 |
Поворотный наружный радиус | м | 12 |
Max. угол подъема с грузом | град | 28 |
Глубина бродов | м | 0,65 |
В первых моделях для управления применялся червячный рулевой механизм с 5-тиступенчатой коробкой передач. В более современных машинах руль оснащен гидроусилителем. Раздаточная коробка 2-хступенчатая и имеет муфту включения переднего моста. Задние мосты – параллельно-раздельные.
В усовершенствованных моделях каждый мост дополнили усиленным кожухом. Подвеска передняя представляет собой комплект рессор полиэллиптических с амортизаторами гидротелескопическими, задняя – балансирный тип рессор.
Основная тормозная система – барабанный, пневмоприводной тип на все колеса. Тормоз стояночный тоже барабанного типа, но имеет механический привод на трансмиссию.
Описание двигателя автомобиля
Первые двигатели на ЗИЛ-157 создавались с учетом устранения недостатков моторов, устанавливаемых на предшественнике (ЗИС-151). Под усовершенствование попали такие параметры как мощность двигателя, степень перегрева, безотказность в работе, расход бензина и т. п. Модернизация мотора длилась вплоть до 1978 года.
Основной тип двигателей данного автомобиля – карбюраторный, работающий на бензине. Но было выпущено несколько моделей на дизельном моторе, и он не оправдал ожидания. Основным минусом можно назвать высокий уровень вибрации и тряски, приводящий к дискомфорту водителя и пассажиров.
Технические характеристики двигателя
Тип бензинового двигателя – 4-хтактный. Блок состоит из 6-ти цилиндров, расположенных в ряд. Выполнен из чугуна, а головка цилиндров – из алюминия. Блок имеет «рубашку» закрытого типа. Охлаждающая жидкость циркулирует по блочному контуру.
Характеристики двигателя:
Характеристики | Ед. изм. | Параметры |
Объем (до/после модернизации) | л | 5,38/5,559 |
Мощность при 2600 об/мин (до/после) | л. с. | 104/110 |
Крутящий момент | H/м | 334 |
Диаметр цилиндра/поршня | мм | 101,6/100 |
Ход поршня | мм | 114,3 |
Средний расход топлива | л/100 м | 42 |
Объем заправочного бака | л | 150 |
В таблице приведены параметры базового автомобиля. Благодаря улучшению в последующих моделях коленчатого вала, маслонасоса, уплотнений помпы, внедрению замкнутой вентиляции картера многие характеристики двигателя ЗИЛ-157 были улучшены.
В последних моделях появилась возможность установить дополнительный бак емкостью в 65 л. Это дает возможность на одной заправке преодолевать расстояние более 500 км.
Несмотря на простоту конструкции и неприхотливость, двигатель безотказен и надежен в работе. Даже после простоя он быстро заводится, но чувствителен к низким температурам, поэтому зимой требует специального ухода.
Со временем на двигателе был доработан термостат, но машины продолжали до последнего комплектоваться утеплительными кожухами. В модификациях были также устранены и проблемы с перегревом мотора.
Устройство кабины
Первоначальна кабина ЗИЛ-157 была некомфортной ни 2-м пассажирам, ни водителю. Со временем, благодаря телескопическим амортизаторам, конструкторы облегчили рулевое управление, и шофер стал меньше прилагать физических усилий при вождении. Введя дополнительный радиатор с вентилятором-крыльчаткой, появилась возможность отапливать кабину и переднее стекло.
Оснащение салона приборной панелью позволило контролировать системы автомобиля: передачи моста, выключение фар, манометры смазки и тормозного пневмопривода, ножной запуск, рычаги лебедки и т. п.
Модификации грузовика ЗИЛ-157
За все время, пока с контейнера завода имени Лихачева сходили ЗИЛ-157, автомобили постоянно модернизировались. Для базовых моделей характерно наличие системы давления в шинах, односкатная ошиновка колес, разъемные диски, ножное включение стартера, лебедка, установленная на удлиненных кронштейнах.
Основные этапы модернизации грузовика приведены в таблице.
Модификации ЗИЛ-157:
Буквенный индекс | Особенности |
Б | Не комплектовался системой регулировки давления в шинах |
В | Использовались в качестве тягачей |
Г | Укомплектован электрическим герметизированным, экранизированным электрооборудованием. Катодный вывод аккумуляторной батареи присоединялся к корпусу автомобиля |
К | Второе поколение базовых машин с более мощным двигателем (109 л. с.). Имеет синхронизированную коробку передач, еще одно зеркало заднего вида. На данных моделях стали применяться лебедки на удлиненных кронштейнах |
КГ | Второй базовый вариант дополнен электрическим герметизированным оборудованием с экраном |
КД | Представитель 3-его поколения, дополненный электропуском стартера и новой бортовой платформой. Имеет улучшенные характеристики мотора и повышенную грузоподъемность |
Э | Автомобиль ЗИЛ-157 выпускался исключительно на экспорт для стран, распложенных в средних широтах |
Ю | Экспортный вариант для тропических условий. Является облегченным из-за отсутствия предпускового обогревателя мотора и отопления салона |
Помимо базовых моделей, использовались и другие варианты: спецмашины для армии, мастерские на колесах, автомобили для электроснабжения, пожарные машины.