Обзор технических характеристик ЗИЛ 133 ГЯ
По дорогам нашей страны до сих пор колесят грузовики, разработанные и выпущенные почти полвека назад. Это объясняется их надежностью и большим ресурсом установленных механизмов. У прозванного в народе “крокодилом” ЗИЛ 133 ГЯ технические характеристики также позволяют его эксплуатировать и в наши дни.
Как создавался автомобиль
Грузовик ЗИЛ-130 считается легендой отечественной автомобильной промышленности. Он серийно выпускался в прошлом веке в течение более двух десятков лет и знаком любому, кто хотя бы немного интересуется этой тематикой. Но, несмотря на популярность этой модели завода им. Лихачева, она морально устарела, и в конце семидесятых годов появилась необходимость в ее модернизации.
Перспективной разработкой была машина ЗИЛ-170, но ее пришлось передать построенному КамАЗу. Инженерами московского автозавода был доведен до ума разработанный ранее автомобиль ЗИЛ-133, после чего появились и многочисленные его модификации, которых было выпущено семнадцать. На платформе ЗИЛ-133Г2 был создан трехосный бортовой грузовик с удлиненной базой ЗИЛ-133ГЯ.
Эта машина стала востребованной как вооруженными силами, так и в народном хозяйстве. Хорошая проходимость, способность преодолевать бездорожье позволяли ей работать в полевых условиях в связке с сельхозтехникой. Автомобиль можно эксплуатировать и в условиях высокогорья.
На базу ЗИЛ-133ГЯ устанавливалось и специальное оборудование: выпускалась пожарная, коммунальная и подъемная техника, топливозаправщики и автофургоны, загрузчики сеялок и минеральных удобрений, машины для перевозки лошадей.
Выпуск автомобилей был прекращен в 1992 году, но большое их количество сих пор активно эксплуатируется, что может свидетельствовать о большом ресурсе установленных узлов и агрегатов.
Достоинства грузовика
Характеристики грузовика позволяют ему в дополнение к загруженному кузову тянуть и прицепное устройство.
ЗИЛ-133ГЯ не слишком чувствителен к температурным условиям: он может эксплуатироваться в диапазоне -40…+40 градусов. Установка предпускового обогревателя облегчает запуск силового агрегата в морозы.
Габариты транспортного средства позволяют показывать отличную маневренность как в плотном городском потоке, так и на проселочных дорогах.
Кабина автомобиля сконструирована таким образом, что в ней могут находиться водитель с двумя сопровождающими. Для шофера любой комплекции созданы хорошие условия:
- регулировка кресла по горизонтали;
- изменение положения спинки кресла;
- отличная обзорность через лобовое стекло;
- контроль зон, обеспечивающийся боковыми зеркалами;
- удобное расположение органов управления и приборов, которые достаточно информативны.
В целом модель с капотом смотрелась очень неплохо. Удлиненный нос придавал автомобилю определенный шарм и солидность. Не зря капотные грузовики так любят в США.
Машина очень удобна и в обслуживании: низкая стоимость запасных частей и расходных материалов и их повсеместное наличие облегчает ее содержание.
Описание технических характеристик автомобиля
Автомобиль можно отнести к разряду большегрузных. При собственном весе в 7,61 т он способен перевезти до 10 тонн груза.
ЗИЛ-133ГЯ имеет следующие габариты:
- длину 9,25 м;
- ширину 2,5 м;
- высоту 2,4 м;
- высоту погрузки 1,38 м.
Устанавливаются борта высотой 0,57 м, которые можно нарастить почти до метра. Клиренс у машины – 0,235 м.
Моторный отсек
Грузовик стал первой моделью, на который производитель установил дизельный мотор с электрическим стартером. Им стал силовой агрегат КамАЗ-740, разработанный специально для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ и имеющий жидкостную систему охлаждения.
Четырехтактный двигатель обладает следующими особенностями:
- расположением восьми цилиндров в “V”-образной форме;
- мощностью 210 л. с.;
- рабочим объемом 10,85 л;
- предельным крутящим моментом 650 Нм;
- весом 1,12 т.
Между цилиндрами осталось место для размещения газораспределительного механизма, ТНВД, насоса ГУР, воздушного компрессора.
Установленные для перекрывания выхода воздуха из цилиндров воздушные заслонки дают возможность при необходимости использовать торможение двигателем.
Тип трансмиссии
В грузовике установлена десятиступенчатая МКПП с делителем, который существенно упрощает процесс вождения. С помощью этого устройства появилась возможность повысить крутящий момент, что особенно важно для машин, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.
Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается при помощи сухого двухдискового сцепления, которое оснащено гидроприводом. Узел размещен на маховике мотора, его закрывает картер, изготовленный единой деталью с корпусом коробки скоростей.
Состав тормозной системы
В автомобиле используется барабанный тип тормозных механизмов, имеющих двухконтурный пневматический привод. Система торможения ЗИЛ-133ГЯ оснащена четырьмя основными узлами:
- основными рабочими тормозами с раздельным торможением задних и передних колес;
- стояночным механизмом для обеспечения неподвижности транспортного средства при стоянке на уклоне или ровной поверхности;
- вспомогательной системой, снимающей определенную нагрузку с основной системы при частых торможениях и продлевающей ее ресурс;
- запасным элементом, который используется при аварийном торможении и отказе рабочего тормоза.
Контроль функционирования всех тормозных механизмов осуществляется при помощи звуковой и световой индикации.
Описание шасси и подвески
Трехосный автомобиль ЗИЛ-133ГЯ с колесным устройством 6х4 имеет два ведущих моста, которые соединены в единую тележку и установлены в задней части автомобиля. Рама грузовика представляет собой два штампованных лонжерона, соединенных посредством сварки с пятью поперечными балками. Основные нагрузки приходятся на первый, четвертый и пятый элементы, которые и обеспечивают жесткость конструкции.
Устройство подвески рассчитано на эксплуатацию автомобиля в сельской местности. Передняя зависимая конструкция устроена на полуэллиптических рессорах продольного типа и оборудована телескопическими амортизаторами. На задних колесах с помощью продольных полуэллиптических рессор с реактивными штангами установлена зависимая подвеска балансирного вида.
Чем отличается автомобиль в эксплуатации
ЗИЛ-133ГЯ, несмотря на то, что давно не выпускается, и в наши дни активно эксплуатируется грузоперевозчиками. Он пользуется популярностью за счет своей проходимости, хорошей грузоподъемности, возможности использования в качестве тягача для буксировки прицепов. Принцип распределения нагрузок по осям во многих ситуациях позволяет автомобилю превосходить модели других производителей такого же класса.
Но у машины есть и ряд недостатков:
- недостаточный объем топливного резервуара;
- малая мощность печки, не позволяющая обеспечить комфорт находящимся в кабине в зимний период;
- излишне шумный двигатель;
- использование в отделке салона материалов низкого качества.
Невзирая на некоторые недочеты, автомобили надежны и редко ломаются. Срок их службы очень достойный. Достаточно грамотно эксплуатировать технику, проводя своевременную замену расходных материалов и изношенных деталей.