Особенности устройства коробки передач ЯМЗ-236
Любое транспортное средство представляет собой набор сложных механизмов, благодаря слаженной работе которых осуществляется движение. Главная составляющая – это мотор. Но он был бы бесполезным элементом без коробки передач. Отличный пример – коробка ЯМЗ-236.
Характеристики и технические параметры данной коробки передач
Итак, коробка передач ЯМЗ-236 обладает такими характеристиками:
Вид | 5 ступеней, механическое управление, имеет синхронизаторы на 2–5 скоростях |
Максимально возможный крутящий момент | 930 |
Масса | 240 кг |
Передаточные числа | 5,22-2,9-1,52-1,00-0,66 — для передачи с 1 по 5 соответственно; 5,22 — для заднего хода |
Управление переключением | Рычаг или фланец |
Фланец крепления карданного вала | Гладкий, имеет 8 болтов ISO 8667-T180 |
Дополнительная мощность | 1. От шестерни промежуточного вала через картер.
2. От муфты, расположенной там же (устанавливается по дополнительному заказу) |
Сфера применения | МАЗ, ЗИЛ |
КПП ЯМЗ-236 имеет три вала: промежуточный, первичный и вторичный. Между собой они отличаются конструкцией и функциями.
Первичный стоит на двух шарикоподшипниках.
- Передний соединяется с коленчатым валом мотора. Внутри него находится специальная смазка (Литол-24) и уплотнительная манжета.
- Задний элемент надежно зафиксирован стопорным кольцом. Он не двигается.
Вторичный вал крепится на роликовом подшипнике, который находится в первичном. Его задняя часть также закрепляется с помощью стопорного кольца. На нем находится фланец крепления.
Промежуточный вал крепится на паре подшипников. Только здесь раз они не шариковые, а роликовые. На его передней части оборудован паз для привода масляного насоса КПП.
Все зубчатые колеса коробки передач ЯМЗ-236 снабжены особыми спиральными зубчиками. Исключением являются шестерни первой передачи, механизма переключения на задний ход КПП и забора мощности. Они снабжены прямыми зубьями.
Зубчатые колеса 2, 3 и 5 передач все время сцеплены друг с другом. Они закрепляются на подшипниках скольжения, которые отличаются от других не только конструкцией, но и покрытием и пропиткой.
Устройство дополнительных элементов
Чтобы обеспечить безударное переключение передач (со второй по пятую), механизм КПП ЯМЗ-236 снабжен двумя синхронизаторами инерционного вида. Они соединяют муфты каретки и шестерни. Но происходит это только в том случае, когда угловые скорости вращения шестерни и вала становятся одинаковыми.
Чтобы скорости стали равными, в коробке передач ЯМЗ-236 вмонтирована фрикционная пара:
- конусное кольцо синхронизатора;
- конус, расположенный на зубчатом колесе.
В верхнюю крышку КПП вмонтирован механизм переключения. На нем есть специальные вилки, участвующие в движении кареток синхронизаторов и шестерней первой скорости и механизма заднего хода.
А также в конструкции есть защита от незапланированного включения сразу двух передач – система блокирования. Она состоит из таких элементов:
- штифт;
- 4 шарика.
Как только один из штоков начинает перемещение, шарики закрывают два других. Для защиты же от включения заднего хода предусмотрен пружинный предохранитель. Он же затрудняет включение 1 скорости.
Дополнительные параметры
К дополнительным характеристикам коробки передач ЯМЗ-236 можно отнести следующие параметры:
- Управление КПП ЯМЗ-236 происходит с помощью качающегося рычага. Это процесс имеет определенную схему.
- Система смазки у КПП отличается в зависимости от детали. Одна часть элементов смазывается под высоким давлением, а другая — разбрызгиванием.
- Маслозаборник КПП имеет сетку и магнит, позволяющие выполнять очистку масла от металлических примесей.
- В крышке вторичного вала расположен привод спидометра.
- Внутренняя часть картера КПП имеет сообщение с атмосферой. Это происходит благодаря сапуну.
Работа коробки в целом зависит от сцепления. При включении стартера сцепления коробка передач временно отсоединяется от мотора, чтобы потом произвести плавное переключение скорости.
Популярные комплектации коробок передач ЯМЗ-236
Есть несколько вариантов комплектации КПП такого типа.
- 236П. Считается базовой моделью. На крышке устройства находится заглушка, а на крышке выходного вала — фланец, обеспечивающий работу спидометра, и фланец карданного вала.
- 236П3. Коробка, изготовленная под диафрагменное сцепление. Имеет несколько особенностей. Это муфта отключения сцепления и скоба, зацепляющая цилиндрическую пружинку муфты.
- 236П4. Конструкция коробки практически такая же, как и в предыдущем устройстве. Единственное отличие – торцевые шлицы на фланце карданного вала.
- 236П5. Базовая модель КПП, на которой вместо заглушки на крышке установлен короткий рычаг. Карданный вал имеет обычный фланец.
- 236П7. Это модель 236П5, сделанная специально для диафрагменного сцепления. От базовой модели отличается габаритами муфты, которая выключает механизм сцепления, и наличием зацепляющей скобы.
Все детали КПП выполнены из высококачественных материалов по установленным ранее стандартам. Вся конструкция в целом известна своей надежностью, что позволяет использовать ее на транспортных средствах с большой грузоподъемностью. Если коробка выйдет из строя, есть возможность заменить одну или несколько поврежденных и изношенных деталей. При необходимости можно заменить устройство целиком.