Принципы классификации автомобилей по классам
Классификация автомобилей по классам родилась около 60 лет назад — в тот период, когда легковые автомобили перешли из категории дорогостоящего спецтранспорта в доступное гражданскому населению средство передвижения. Потребовалось систематизировать «видовое разнообразие» легкового транспорта, чтобы покупателю было легче понять, какая машина подойдет именно ему.
Этапы формирования классов автомобилей
В каждом регионе мира — своя история развития автомобилестроения, и подходы к классификации автомобилей также различаются. Каждая страна производит или импортирует такие машины, которые подходят под специфику движения в ее условиях.
Преобладание в стране той или иной группы автотранспорта зависит от нескольких факторов:
- от габаритов, которые машина может иметь для нормального движения по местным дорогам;
- от грузов, которые наиболее часто требуется перевозить в данной местности;
- от уровня развития дорожной сети (и качества местных дорог);
- от покупательной способности населения и многих других факторов.
Российский авторынок изначально испытывал большое влияние европейского. Многие модели западных автомобилей послужили образцами для создания отечественных, например, знаменитые советские «Жигули» первой модели, которые скопировали с одной из модификаций итальянского «Фиата».
Современная российская классификация автомобилей по классам на 90% тождественна европейской (некоторые редкие европейские классы машин в РФ не встречаются), и отличается от американской или австралийской. В России нет полноразмерных внедорожников (в их американском понимании) и нет внедорожников скоростных, которые любят в Австралии.
В России не выделяют в отдельный класс внедорожники-пикапы вроде «Тойота Тундра», хотя изредка они встречаются. Не считаются отдельным классом и азиатские (японские) малолитражки с турбированным двигателем.
Определение класса
Класс автомобиля определяется по следующим параметрам:
- габариты (в том числе высота кузова);
- тип кузова;
- вместимость;
- рабочий объем и мощность двигателя;
- уровень комфорта, качество сборки и внутренней отделки;
- предназначение — спорткар, «семейный» автомобиль и т. п.;
- наличие внутренней зоны повышенной комфортности.
Последний параметр характерен только для автомобилей представительского класса, в которых пассажирский отсек имеет повышенный уровень комфорта. Это задний диван и пространство рядом с ним. Дело в том, что владельцы «представительских» машин редко управляют ими собственноручно — они пользуются услугами личных водителей.
Классификация
Список классов автомобилей, характерный для европейских стран и России, имеет буквенное обозначение классов — от А (малый класс) до S (спортивные автомобили). Внедорожники и кроссоверы выносят в отдельную группу машин, имеющую свою классификацию:
- А — городской автомобиль малой вместимости. Длина кузова — не более 3,75 м. Двигатель — до 1,2 л. Вместимость — 2 или 4 человека. Примеры — Дэу Матиз, Шевроле Спарк, Киа Пиканто, Пежо 107.
- B — обычная городская машина. Наиболее распространенный класс. Длина — до 4,2 м для хэтчбека, до 4,5 м для седана. Объем двигателя — до 1,6 л. К представителям этого типа относятся Дэу Нексия, Рено Логан, Хендай Солярис, Киа Рио и т. п.
- C — средний малый. Кузов до 4,5 (хэтчбек) или до 4,7 метра (седан, универсал). Объем мотора — от 1,6 до 2 л. Лада Приора, Шевроле Лачетти, Форд Фокус, Киа Церато, Фольксваген Джетта.
- D — средний класс. Длина корпуса машины — от 4,6 до 4,85 м. Значительное внутреннее пространство, большой багажник. К D-классу принадлежат ГАЗ «Волга», Форд Мондео, Ниссан Теана, Фольксваген Пассат, Мазда 6, БМВ третьей серии.
- E — бизнес-класс. Длина кузова — до 5,05 м. Высокий уровень комфорта, качественные и дорогие материалы внутренней отделки. Мерседес CLS и E-класса, БМВ пятой серии, Ауди А6.
- F — представительский класс. Машины длиной более 5,05 м, очень высокой комфортабельности, иногда с отделением зоны водителя от пассажирской. Представители — Хендай Экус, Мерседес S-класса, Ауди А8, Фольксваген Фаэтон.
Легковой транспорт повышенной вместимости — ряд универсалов, минивэны и микровэны — имеет собственную классификацию автомобилей по классам. Внедорожники — аналогично.
Авто повышенной проходимости
Внедорожники и кроссоверы (переходный тип от «джипа» к легковому авто) имеют собственную классификацию. Отметим, что «чистые» гражданские внедорожники рамной конструкции сейчас редкость. Большинство автомобилей с постоянным или подключаемым полным приводом — кроссоверы разных классов. Обозначаются англоязычной аббревиатурой SUV — в переводе «спортивно-утилитарный транспорт».
- B-класс. Малые внедорожники с полным приводом. Длина кузова — до 4,3 м. Шевроле Нива, Рено Дастер, Опель Мокка и т. п.
- С-класс. Машины длиной до 4,6 м. Ниссан X-Trail, Фольксваген Тигуан, Тойота РАВ4, Киа Спортэйдж.
- D-класс. Длина корпуса — до 4,8 м. Тойота Ленд Крузер Прадо, Хендай Санта Фе, Киа Соренто, БМВ X
- E-класс. Автомобили длиной более 4,8 м, высокого уровня комфортности. Тойота Ленд Крузер 200, Фольксваген Туарег, Форд Эксплорер, Мерседес GL/ML.
Автомобили повышенной вместимости
Эти машины отличаются более высокой крышей. При той же длине, что и обычные седаны, они имеют больший объем внутреннего пространства. В некоторых присутствует 3-й ряд сидений, но у всех без исключения задние диваны складываются, чтобы увеличить пространство для багажа. Это «семейные» автомобили.
Это М-класс машин, которые, в свою очередь, подразделяются на микровэны, компактвэны и минивэны. Длина первых — до 4,3 м, высота — до 1,7. Типичный представитель — Ниссан Note («енот»).
Компактвэны при той же высоте достигают в длину 4,7 м. Сюда относятся Шевроле Орландо и Тойота Версо.
Минивэны в длину более 4,7 м. Яркий представитель — Форд Гэлакси.
Исключения из правил
Классификация легковых автомобилей по классам имеет несколько исключений, к которым относятся машины со специфическим типом кузова. Это:
- S-класс, спорткары в двух- трехдверном кузове «купе».
- Кабриолеты (машины с открытым верхом и складной крышей).
- Лимузины.
- Пикапы — внедорожники с грузовой платформой.
- Универсалы большой вместимости, к примеру, Лада Ларгус или Ситроен Берлинго.