Обзор технических характеристик МАЗ-500
Минский автомобильный завод в начале 60-х годов прошлого века преподнес настоящий подарок. Новый автомобиль, сменивший на конвейере устаревшую двухсотую модель, являлся воплощением всех революционных технологических направлений. Речь идет о технических характеристиках МАЗ-500, которые не уступали западным аналогам, а по степени проходимости он далеко обогнал их.
Автомобиль на долгое время стал базовой моделью для большинства последующих разработок советских автостроителей. Грузовики МАЗ-500 славились своей неприхотливостью и надежностью не напрасно. Они до сих пор эксплуатируются, а некоторые знатоки и любители производят модернизацию своей техники.
Модификации и использование МАЗ-500
По сравнению со своим предшественником, МАЗ-500 получил максимум изменений конструкции. Внешне он изменился полностью, возросла скорость, грузоподъемность, впервые была использована цельнометаллическая кабина, оборудованная спальным местом для водителя-сменщика. Грузовик получил бездисковые колеса, задний мост имел двухскоростную конструкцию. Мощность двигателя возросла в полтора раза, а расход топлива, напротив, снизился почти на треть.
Техника минского завода отлично показала себя в промышленности, вооруженных силах, геологоразведке, лесоперерабатывающей промышленности, прочих отраслях народного хозяйства. Появились разные модификации МАЗ-500. Появились двух- и трехосные модели, предназначенные для решения специализированных и общих задач. Развитие и строительство новых автомагистралей позволило сделать ставку на производство тягачей для автопоездов, использующихся на дальних грузоперевозках. Именно МАЗ-500 стал основным грузовиком для знаменитой в те времена компании «Совтрансавто», отлично выполняя поставленные задачи. Помимо этого, появились специализированные виды техники:
- МАЗ-500Ш — шасси для надстроек под перевозку специализированных грузов.
- МАЗ-500В — бортовой грузовик, кузов из металла.
- МАЗ-503 — самосвал для транспортировки скальных пород или общего назначения.
- МАЗ-500С — модель для северных условий.
- МАЗ-500Ю — южный (тропический) вариант.
- МАЗ-505 — полноприводный грузовик, выпускался в небольших количествах.
- МАЗ-509 — полноприводный лесовоз.
- МАЗ-511 — самосвал с боковой разгрузкой.
Большое количество модификаций свидетельствует о высоких возможностях эксплуатационных и технических характеристик МАЗа-500.
Технические параметры (вес и габариты)
Грузовик получил топливный бак большего объема. Максимальная скорость движения, определенная для МАЗ-500, составляла 75 км/ч, при передвижении в таком режиме грузовик преодолевал подъем на склон 14°. Важными новшествами стали увеличенный дорожный просвет, грузоподъемность. Возросшие возможности потребовали увеличения размеров грузовой платформы. Другие технические параметры:
- Габариты (Д/Ш/В) — 7,14/2,5/2,65 м.
- Клиренс — 290 мм.
- Колесная база — 3,85 м.
- Задняя и передняя колея — 1,865 и 1,97 м.
- Масса собственная и с полной загрузкой — 6,5 и 14,825 т.
- Нагрузка на ось — 3,35 т (передняя), 3,4 т (задняя).
- То же при полной загрузке — 4,565 и 9,36 т.
- Объем кузова — 8 м3.
- Радиус разворота — 9500 мм.
Силовой агрегат МАЗ-500
Для нового типа техники на Ярославском заводе был разработан 4-тактный дизельный двигатель ЯМЗ-236. Он имел 6 цилиндров объемом 11,15 л, расположенных V-образно. Частота вращения коленвала (максимальная) составляла 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент, достигающий от 667 до 1225 Нм, создавался при скорости вращения около 1500 об/мин. Мощность силового агрегата доходила до 180 л. с. Диаметр цилиндра составлял 130 мм, при ходе поршня в 140 мм достигалась степень сжатия, равная 16,5.
Двигатель ЯМЗ-236 был создан специально под грузовики МАЗ-500 и полностью оправдал ожидания конструкторов. Особым достижением считался сниженный расход топлива, при 200-литровом топливном баке он составлял 25 л/100 км, что означало возможность дальнего перегона с одной заправки, ценной в условиях отдаленных и северных территорий.
Особенности сцепления
Изначально автомобиль МАЗ-500 был оборудован однодисковым сцеплением, что создавало некоторые неудобства. Ситуация была исправлена в 1970 году, когда грузовики МАЗ были переведены на двухдисковое сцепление фрикционного типа. Изменение было весьма полезным, обеспечивало возможность переключения скоростей под нагрузкой. Использовано периферийное расположение выжимных пружин, установленных в чугунном литом картере. После этого конструкция не менялась, поскольку претензий у эксплуататоров техники к ней не было.
Тормозная система техники
Для тяжелой грузовой техники, к которой относятся грузовики МАЗ-500, конструкция и качество тормозной системы имеют первостепенное значение. На пятисотой серии установлены две тормозных линии:
- Ножной пневматический тормоз колодочного типа. Производил воздействие на все колеса.
- Ручной тормоз, соединенный с трансмиссией.
Ходовая часть и система управления автомобилем
Основным элементом ходовой части МАЗ-500 является клепаная рама с колесной формулой 4:2 при колесной базе 3850 мм. Передняя ось грузовика комплектовалась односкатными, а задняя — двускатными бездисковыми колесами с шинами низкого давления. Подвеска состоит из удлиненных рессор, обеспечивающих более плавный и мягкий ход. Рулевое управление имеет гидроусилитель, максимальный угол поворота составляет 38°.
Трансмиссия и электрооборудование авто
Автомобиль МАЗ-500 оборудован коробкой передач с 5 ступенями. На высших 4 скоростях использованы синхронизаторы. Передаточные числа (по возрастанию):
- 5,26;
- 2,90;
- 1,52;
- 1;
- 0,66;
- 5,48 (задняя);
- 7, 24 (общее передаточное число, приходящееся на задний мост).
Особенности кабины МАЗ-500
Бескапотная цельнометаллическая кабина грузовика МАЗ-500 имеет 3 кресла (на самосвалах — 2) и одно спальное место. Для уровня техники того времени она имела высокий уровень комфорта, площадь остекления обеспечивала хороший обзор, органы управления расположены в максимально удобном для водителя порядке. Удачно подобрана внутренняя обшивка, установлены кресла удобной формы.