Установка ГБО на автомобиль своими руками
Постоянное повышение цен на бензин заставляет автолюбителей переходить на альтернативные виды топлива. Одним из самых распространённых и экологически чистых материалов является природный газ.
Для перевода на другое топливо требуется оснастить двигатель дополнительной аппаратурой. Эта статья посвящена установке ГБО своими руками.
Какое ГБО выбрать для автомобиля
Для установки ГБО на автомобиль используется аппаратура четырех поколений.
Аппараты первого поколения использовались на этапе внедрения природного газа в качестве топлива. Такими устройствами оснащены первые двигатели на природном газе.
Системы второго поколения внедрялись на автомобилях с бензиновым двигателем. Широко используются на современных моделях с карбюраторным двигателем.
Аппаратура третьего поколения размещалась в период перехода от двигателей карбюраторного типа к технике с инжекторным зажиганием. Использование аппаратов этого поколения является экспериментальным направлением.
Оборудование четвертого поколения используется на современных образцах с инжекторным зажиганием. Конструкция снабжена блоком автоматического управления. В связи со сложностью конструкции агрегаты монтируют в специальных технических центрах.
Самостоятельная установка газового оборудования
Аппаратура второго поколения получила наибольшее распространение. Она отличается простотой устройства и монтажа. Отличительные достоинства позволяют проводить установку ГБО на автомобиль своими руками.
Работы по монтажу системы проводят в следующем порядке:
- Установка баллона.
- Монтаж запорной арматуры.
- Крепление смесителей и клапанов.
- Монтаж дозатора и редуктора.
- Фиксация пульта управления.
- Проверка герметичности и работы системы.
Как установить газовый баллон
При установке ГБО своими силами используются два вида баллонов:
- цилиндрические баллоны;
- тороидальные баллоны.
Цилиндрические баллоны имеют продолговатую форму. Для защиты от утечки газа снабжены запорным вентилем. Используются в легковых машинах с вместительным багажником и на грузовиках.
Тороидальные баллоны имеют форму «таблетки». Используются в автомобилях с небольшим багажником.
Баллон крепят в свободном пространстве кузова. Для защиты от смещения закрепляются стальными полосами. Концы полос соединяют болтами.
После монтажа и крепления баллона выводят конец заправочного вентиля наружу. Конец шланга со штуцером закрепляют под задним бампером либо под задним крылом.
Проводка газопровода
После устройства баллона проводят газопровод от резервуара к моторному отсеку. В целях безопасности трубопровод прокладывают снаружи автомобиля.
Диаметр отверстия в емкости принимают на 1—2 мм больше диаметра трубы. Различие в диаметре компенсируют вставкой куска пластиковой трубы. Полученный зазор служит для дополнительной вентиляции мультиклапана. Кромки отверстия обрабатывают антикоррозийной мастикой.
Проводку газопровода помещают в нише топливопровода. Трубу фиксируют в неизменном положении с помощью стальных хомутов. После монтажа трубы приступают к монтажу смесителя и клапана.
Как установить смеситель и бензиновый клапан
Смеситель крепят между карбюратором и коллектором. Места соединения герметизируют резиновыми прокладками или силиконовым герметиком. Тщательная заделка стыков предохраняет баллонное оборудование от попадания воздуха в систему.
Бензиновый электроклапан врезают со стороны места соединения топливного трубопровода к бензонасосу.
Внимание! Бензиновый электроклапан устанавливают после бензонасоса. В противном случае бензонасос не сможет подавать топливо в карбюратор.
Для установки клапана разрезается необходимая часть трубы на участке между бензонасосом и карбюратором. В полученный разрез вставляют клапан. Места соединения герметизируют и обжимают хомутами.
Затем приступают к монтажу газового клапана. Его устанавливают с противоположной стороны от бензинового электроклапана. К газовому клапану присоединяют выход топливопровода.
Установка редуктора, дозатора и пульта управления
На завершающем этапе установки ГБО своими силами монтируют редуктор, дозатор рабочей газовой смеси и пульт управления системой.
Установка газового редуктора
Агрегат предназначен для выравнивания давления на выходе из баллона и поддержания пониженного значения во всех элементах баллонного оборудования.
Газовый редуктор устанавливают рядом с карбюратором. Устройство имеет встроенную систему обогрева. Входные патрубки редуктора соединяют с выходами автомобильной печки.
Соединение редуктора к подводящему и отводящему патрубкам печи выполняют с помощью двух тройников. При монтаже соблюдают определенный порядок соединения агрегатов.
Внимание! Входной патрубок газового редуктора врезают в подводящий патрубок печки. Выходной патрубок редуктора соединяют с отводящим трубопроводом отопления.
Установка дозатора рабочей смеси
Дозатор газовой смеси регулирует подачу газа от редуктора к смесителю. Аппарат устанавливается между указанными элементами. Во входной патрубок дозатора подключают газопровод от редуктора. К выходному патрубку дозатора подключают топливопровод от карбюратора.
Установленные элементы закрепляют хомутами. Стыки трубопровода на входах и выходах тщательно заделывают герметиком.
Пульт управления
Установка пульта управления является финальным этапом монтажа ГБО. Прибор предназначен для регулировки работы системы из салона машины.
Пультовое устройство поставляется в комплекте с аппаратурой. Устанавливают по схеме, согласно приложенной технической инструкции.
Проверка герметичности и работоспособности системы
После самостоятельной установки ГБО проводят испытания работоспособности и герметичности агрегатов.
Проверка герметичности соединений баллонного оборудования
Проверку герметичности проводят с помощью нанесения на стыки соединений мыльного раствора. В местах с нарушенной герметичностью мыльный раствор при подаче газа начинает пузыриться. В таких местах подтягивают соединительные муфты и хомуты.
В случае необходимости проводят замену соединений. После устранения выявленных нарушений повторяют проверку работоспособности оборудования.
Проверка работоспособности газового оборудования
Работоспособность системы при установке ГБО своими руками проверяют в рабочем режиме. Для этого:
- Заполняют баллон рабочей смесью.
- Открывают запорный вентиль и подают смесь в магистраль.
- Повышают давление и температуру газовой смеси до рабочего состояния.
- С помощью кнопки на пульте управления попеременно отключают и включают бензонасос с газовым редуктором.
При отсутствии нарушений баллонное оборудование признают пригодным к эксплуатации. При возникновении сбоев проводят детальную проверку аппаратуры с устранением выявленных недостатков.
Использование природного газа в значительной степени снижает расходы на топливо. Высокая эффективность баллонного оборудования позволяет увеличить мощность силовой установки. Экологическая чистота газовоздушной смеси благотворно влияет на состояние окружающей среды.