Последовательность действий для проверки уровня масла в АКПП
Автоматическая коробка передач автомобиля требует внимательного отношения к ее состоянию и уровню масла. Проверка этого уровня довольно редкая, но необходимая процедура.
Своевременное обнаружение и устранение неполадки поможет избавить автовладельца от проблем с ремонтом АКПП, который не только трудоемкий, но и требует значительных финансовых расходов.
Необходимость проверки масла АКПП
Уровень масляной жидкости в АКПП имеет большое значение для сохранения работоспособности узлов коробки.
Слишком низкий объем жидкости приводит к захвату воздуха насосом. В результате этого повышается трение частей механизма. Детали нагреваются и быстрее выходят из строя. Циркулирующее в системе масло загрязняется металлической стружкой, ускоряя процесс деформации рабочих органов коробки, увеличивая силу трения между тормозными фрикционами.
Избыток масляной жидкости не менее вреден для АКПП, чем его недостаток. Он приводит к вспениванию жидкости. Она быстро окисляется и испаряется в условиях высокой рабочей температуры. Клапаны и фрикционные детали системы повреждаются.
Состав масла при работе АКПП машины с его переизбытком изменяется на молекулярном уровне, теряется качество, что приводит к снижению надежности, безопасности машины на дороге, дорогостоящему ремонту или замене коробки.
Замер уровня с помощью щупа
Определить уровень масла в АКПП — процедура несложная. Ознакомившись с инструкцией производителя транспортного средства и выполняя описанную в ней процедуру один раз в 2–3 недели, можно избежать серьезных поломок машины.
Щуп для проверки, если он предусмотрен в данном автомобиле, находится под капотом. Он имеет яркоокрашенную рукоятку. Справа обычно расположен моторный щуп, слева — трансмиссионный, а если рукоятка только одна, это означает, что его нет.
Трансмиссионные щупы имеют две пары контрольных насечек:
- минимальный и максимальный уровень для холодной смазки с гравировкой COLD;
- минимальный и максимальный уровень для горячей смазки с гравировкой HOT.
Нормальный объем смазки находится в промежутке между этими отметками.
Для проверки масляной жидкости любым способом необходимо поставить автомобиль на ровную площадку.
При холодной АКПП порядок измерения смазки следующий:
- Завести двигатель, дать ему поработать немного вхолостую.
- Переключить поочередно все передачи с интервалом в 3 секунды для равномерного распределения масла по всем узлам.
- Поставить АКПП в режим паркинга.
- Вставить чистый, тщательно протертый щуп в гнездо, зажав до упора. Замер производить при работающем двигателе.
- Вынуть масляный щуп из гнезда, проверить уровень смазки по насечкам COLD.
Если смазка ниже допустимого уровня, ее нужно добавить, если выше — удалить избыток масляного вещества.
Проверка смазки горячей АКПП считается более достоверной и безошибочной. Для ее проведения необходимо проехать на машине около 20 км, чтобы разогреть ее до рабочей температуры. После разогрева следует выполнить указанные выше пункты.
Количество смазки в этом случае нужно сопоставлять с насечками HOT на щупе. При уровне ниже минимально допустимого в горячем состоянии требуется заливка, выше максимально допустимого — слив излишков масла.
Проверка без использования щупа
Иногда конструкция автомобиля не предусматривает использования контрольного щупа для замера уровня масла в АКПП. Такие автомобили укомплектованы только одним щупом — для контроля объема моторного масла в силовом агрегате.
Автомобили, оборудованные АКПП без щупа, рассчитаны либо на работу без замены смазки в течение всего периода эксплуатации, либо предусматривают обслуживание исключительно специалистами сертифицированных сервисных центров.
Проводить процедуру проверки смазочной жидкости коробки передач без щупа довольно сложно. Автовладельцы предпочитают обращаться для проверки в специализированные автосервисы и ежегодно обновлять оптимальное количество смазки. Эта процедура удорожает обслуживание автомобиля, но избавляет автомобилиста от лишних забот.
Алгоритм проверки и анализ результатов
Проверить уровень масла АКПП можно самостоятельно, без использования масляного щупа. Такие конструкции АКПП предусматривают установку специальной защитной трубки в поддоне картера коробки. Ее назначением является отвод излишков трансмиссионного масла. При откручивании крышки этой трубки излишки жидкости вытекают.
Состояние этой маслянистой жидкости указывает на ее качество. Темный цвет жидкости, запах гари, густая консистенция, изменившийся химический состав свидетельствуют о необходимости замены масла.
Этапы проверки:
- после проведения качественного анализа масляной жидкости внутри коробки необходимо вкрутить трубку на место;
- через заливное отверстие добавить свежее масло, применяя воронку с эластичным шлангом;
- смазку необходимо добавлять до появления масляных капель из контрольной трубки.
Сильное загрязнение смазочного продукта через два месяца после его замены свидетельствует о неполадках в агрегате. Транспортному средству необходима диагностика.
Уменьшение объема смазки механизмов коробки передач может проявиться возникновением следующих негативных последствий:
- заеданием переключения передач;
- разрушением металла на поверхности узлов;
- нарушениями в работе коробки: отсутствием реакции на переключения, замедленным срабатыванием.
В таких ситуациях медлить с диагностикой нельзя, иначе могут возникнуть необратимые изменения узлов.