Правила промывки форсунок без снятия с двигателя
Процесс технического обслуживания двигателя довольно сложен и занимает немало времени, но обойтись без него невозможно. Работоспособность такого ответственного узла напрямую зависит от его состояния, поэтому пренебрегать выполнением всех положенных по техническим нормам процедурами — значит, сократить срок службы мотора. Одна из необходимых операций — промывка форсунок без снятия с двигателя, позволяющая привести устройство в надлежащее состояние ускоренным и эффективным способом.
Для чего необходима промывка форсунок
Форсунки производят распыление топливной жидкости в камеру сгорания. От качества подачи зависит режим работы мотора, поскольку любое изменение состояния форсунок приводит к снижению количества топлива. Кроме того, меняется вид факела, выходящего из отверстия форсунки — вместо мельчайших частиц, имеющих форму тумана, выходят брызги или тонкая струйка. Из-за этого свечи зажигания не могут правильно поджечь поступающую смесь, режим работы двигателя резко ухудшается.
![Как устроена форсунка](https://specnavigator.ru/wp-content/uploads/2018/08/Kak-ustroena-forsunka-630x405.jpg)
Диаметр сопла форсунок очень мал, при использовании некачественного топлива отверстие понемногу забивается мелкими частицами. Без периодически выполняемой очистки форсунок поступление топлива будет уменьшаться или вовсе прекратится.
Признаки загрязнения форсунок:
- Потеря мощности мотора вследствие недостатка подачи топливной жидкости.
- Лямбда-зонд реагирует на снижение количества топлива и передает сигнал на контроллер, который увеличивает количество подаваемой смеси, отчего повышается расход топлива без достижения положительного результата.
- Время от времени слышны хлопки в выхлопной трубе с выделением черного дыма. Также бывают заметны хлопки в ресивере инжектора.
- Потеря стабильности работы мотора.
Промывку форсунок рекомендуется выполнять через каждые 5-20 тыс. км, иначе процесс может зайти слишком далеко и вызвать необратимые последствия.
Внимание! Промывка форсунок без снятия с двигателя, произведенная после длительного пробега, может ухудшить режим работы мотора. Причина этого заключается в том, что скопление грязи, образовавшееся под крышкой клапана, создает небольшую выработку, которую само же и заполняет. После промывки образуется полость, из-за которой происходит небольшое протекание топлива. При движении это не слишком сказывается, но при запуске мотора, особенно в холодную погоду, это заметно.
Методы промывки форсунок
Существует два метода:
- Промывка форсунок на специальном стенде, для чего их необходимо снимать с двигателя. Процедура выполняется на СТО квалифицированными специалистами, с использованием соответствующего оборудования.
- Промывка форсунок без снятия с двигателя. Операцию можно выполнить самостоятельно, что значительно упрощает задачу и позволяет проделать эту процедуру в наиболее удобное время.
Существует ультразвуковая очистка, которую производят на специальном оборудовании в СТО, а также более доступный для владельцев автомобилей химический, или жидкостный метод. Он наиболее прост и доступен для выполнения промывки форсунок своими руками.
Следует иметь в виду, что чистка форсунок своими руками — мера, скорее, профилактическая, пригодная для относительно новых моторов. Если возраст двигателя довольно большой, то правильнее будет доверить выполнение процедуры специалистам СТО.
В свою очередь, промывка без снятия с двигателя выполняется с помощью специальных добавок, вводимых в бензин, или при использовании моющей жидкости. Второй способ эффективнее, его следует производить с интервалом в 15–20 тыс. км пробега. Первый вариант имеет, скорее профилактическое действие и рекомендуется к выполнению через каждые 5–10 тыс. км. Оба варианта могут быть произведены своими руками, главным условием успеха является знание технологии и порядка выполнения действий.
Промывка форсунок с помощью присадки для бензина
Этот способ промывки форсунок своими руками является наиболее простым, не требующим использования никаких дополнительных приспособлений или инструментов. Единственное, чем потребуется запастись перед началом процедуры — сетчатые фильтры, производящие тонкую и грубую очистку, а время выполнения очистки следует приурочить к замене топливного фильтра.
![Присадка в бензин для промывки форсунок](https://specnavigator.ru/wp-content/uploads/2018/08/Prisadka-v-benzin-dlya-promyvki-forsunok-300x200.jpg)
Способ применения прост — в бензобак заливается жидкость с тем или иным видом присадок, после чего автомобиль эксплуатируется в обычном режиме. Через 200–300 км пробега следует заменить фильтры топлива. Причина этого кроется в том, что присадочная жидкость активно воздействует на все элементы системы подачи топлива, поэтому смываются все посторонние наслоения, появившиеся внутри. Они выводятся и оседают на сетках фильтров, что и является причиной замены.
Важно! После большого пробега — от 15 тыс. км и выше, не следует применять этот способ очистки. В системе накапливается слишком большое количество загрязнений, они способны вывести из строя элементы топливной системы. Особенный риск появляется для регулятора давления топлива.
Очистка форсунок с применением моющих жидкостей
Промывка форсунок своими руками с использованием моющей жидкости представляет собой более сложную и трудоемкую процедуру. Ее суть заключается в подключении к топливной рампе емкости с очищающей жидкостью, которая прогоняется внутри магистрали силового агрегата. При этом ни фильтры, ни топливный насос или регулятор давления затронуты не будут, не потребуется их замена и никакого риска для них не создается. Перед началом процесса потребуется приготовить:
- Электрический насос с манометром (в крайнем случае, подойдет ручной).
- Бензиновый шланг 1 м и хомуты для него.
- Недорогой бумажный фильтр.
- Пластиковая бутылка 2 л.
- 2 вентиля для бескамерной резины с золотниками.
Собирается несложное устройство временной подачи питания. В бутылку вставляется с обоих торцов шланг, присоединенный к насосу и топливному фильтру. Заливается очищающая жидкость с небольшим добавлением бензина (пропорции указаны на упаковке).
Мотор заводят, прогревают и глушат. Вытаскивают предохранитель топливного насоса, несколько раз снова заводят для снижения давления топлива.
Самодельная топливная система присоединяется к рампе (обратку надо заглушить), двигатель заводят и прогоняют через топливную систему моющую жидкость. Процедура длится, пока в бутылке имеется моющая жидкость. Затем мотор глушат, все элементы топливной системы подключают в штатном порядке и продолжают эксплуатацию автомобиля с очищенными форсунками.
![Схема подключения устройства для промывки форсунок](https://specnavigator.ru/wp-content/uploads/2018/08/Shema-podklyucheniya-ustrojstva-dlya-promyvki-forsunok-e1533215149549-630x313.jpg)