Правила промывки форсунок без снятия с двигателя
Процесс технического обслуживания двигателя довольно сложен и занимает немало времени, но обойтись без него невозможно. Работоспособность такого ответственного узла напрямую зависит от его состояния, поэтому пренебрегать выполнением всех положенных по техническим нормам процедурами — значит, сократить срок службы мотора. Одна из необходимых операций — промывка форсунок без снятия с двигателя, позволяющая привести устройство в надлежащее состояние ускоренным и эффективным способом.
Для чего необходима промывка форсунок
Форсунки производят распыление топливной жидкости в камеру сгорания. От качества подачи зависит режим работы мотора, поскольку любое изменение состояния форсунок приводит к снижению количества топлива. Кроме того, меняется вид факела, выходящего из отверстия форсунки — вместо мельчайших частиц, имеющих форму тумана, выходят брызги или тонкая струйка. Из-за этого свечи зажигания не могут правильно поджечь поступающую смесь, режим работы двигателя резко ухудшается.
Диаметр сопла форсунок очень мал, при использовании некачественного топлива отверстие понемногу забивается мелкими частицами. Без периодически выполняемой очистки форсунок поступление топлива будет уменьшаться или вовсе прекратится.
Признаки загрязнения форсунок:
- Потеря мощности мотора вследствие недостатка подачи топливной жидкости.
- Лямбда-зонд реагирует на снижение количества топлива и передает сигнал на контроллер, который увеличивает количество подаваемой смеси, отчего повышается расход топлива без достижения положительного результата.
- Время от времени слышны хлопки в выхлопной трубе с выделением черного дыма. Также бывают заметны хлопки в ресивере инжектора.
- Потеря стабильности работы мотора.
Промывку форсунок рекомендуется выполнять через каждые 5-20 тыс. км, иначе процесс может зайти слишком далеко и вызвать необратимые последствия.
Внимание! Промывка форсунок без снятия с двигателя, произведенная после длительного пробега, может ухудшить режим работы мотора. Причина этого заключается в том, что скопление грязи, образовавшееся под крышкой клапана, создает небольшую выработку, которую само же и заполняет. После промывки образуется полость, из-за которой происходит небольшое протекание топлива. При движении это не слишком сказывается, но при запуске мотора, особенно в холодную погоду, это заметно.
Методы промывки форсунок
Существует два метода:
- Промывка форсунок на специальном стенде, для чего их необходимо снимать с двигателя. Процедура выполняется на СТО квалифицированными специалистами, с использованием соответствующего оборудования.
- Промывка форсунок без снятия с двигателя. Операцию можно выполнить самостоятельно, что значительно упрощает задачу и позволяет проделать эту процедуру в наиболее удобное время.
Существует ультразвуковая очистка, которую производят на специальном оборудовании в СТО, а также более доступный для владельцев автомобилей химический, или жидкостный метод. Он наиболее прост и доступен для выполнения промывки форсунок своими руками.
Следует иметь в виду, что чистка форсунок своими руками — мера, скорее, профилактическая, пригодная для относительно новых моторов. Если возраст двигателя довольно большой, то правильнее будет доверить выполнение процедуры специалистам СТО.
В свою очередь, промывка без снятия с двигателя выполняется с помощью специальных добавок, вводимых в бензин, или при использовании моющей жидкости. Второй способ эффективнее, его следует производить с интервалом в 15–20 тыс. км пробега. Первый вариант имеет, скорее профилактическое действие и рекомендуется к выполнению через каждые 5–10 тыс. км. Оба варианта могут быть произведены своими руками, главным условием успеха является знание технологии и порядка выполнения действий.
Промывка форсунок с помощью присадки для бензина
Этот способ промывки форсунок своими руками является наиболее простым, не требующим использования никаких дополнительных приспособлений или инструментов. Единственное, чем потребуется запастись перед началом процедуры — сетчатые фильтры, производящие тонкую и грубую очистку, а время выполнения очистки следует приурочить к замене топливного фильтра.
Способ применения прост — в бензобак заливается жидкость с тем или иным видом присадок, после чего автомобиль эксплуатируется в обычном режиме. Через 200–300 км пробега следует заменить фильтры топлива. Причина этого кроется в том, что присадочная жидкость активно воздействует на все элементы системы подачи топлива, поэтому смываются все посторонние наслоения, появившиеся внутри. Они выводятся и оседают на сетках фильтров, что и является причиной замены.
Важно! После большого пробега — от 15 тыс. км и выше, не следует применять этот способ очистки. В системе накапливается слишком большое количество загрязнений, они способны вывести из строя элементы топливной системы. Особенный риск появляется для регулятора давления топлива.
Очистка форсунок с применением моющих жидкостей
Промывка форсунок своими руками с использованием моющей жидкости представляет собой более сложную и трудоемкую процедуру. Ее суть заключается в подключении к топливной рампе емкости с очищающей жидкостью, которая прогоняется внутри магистрали силового агрегата. При этом ни фильтры, ни топливный насос или регулятор давления затронуты не будут, не потребуется их замена и никакого риска для них не создается. Перед началом процесса потребуется приготовить:
- Электрический насос с манометром (в крайнем случае, подойдет ручной).
- Бензиновый шланг 1 м и хомуты для него.
- Недорогой бумажный фильтр.
- Пластиковая бутылка 2 л.
- 2 вентиля для бескамерной резины с золотниками.
Собирается несложное устройство временной подачи питания. В бутылку вставляется с обоих торцов шланг, присоединенный к насосу и топливному фильтру. Заливается очищающая жидкость с небольшим добавлением бензина (пропорции указаны на упаковке).
Мотор заводят, прогревают и глушат. Вытаскивают предохранитель топливного насоса, несколько раз снова заводят для снижения давления топлива.
Самодельная топливная система присоединяется к рампе (обратку надо заглушить), двигатель заводят и прогоняют через топливную систему моющую жидкость. Процедура длится, пока в бутылке имеется моющая жидкость. Затем мотор глушат, все элементы топливной системы подключают в штатном порядке и продолжают эксплуатацию автомобиля с очищенными форсунками.