Как подобрать зимнюю резину, что лучше шипы или липучка
Для более безопасной эксплуатации автомобиля в российских климатических условиях необходимо иметь хотя бы один комплект зимней резины. Основная дилемма, которую каждый автомобилист должен решить для себя – какая зимняя резина лучше: шипы или липучка. Важно заметить, что такое сравнение корректно проводить между изделиями примерно одинакового уровня качества.
Что представляют собой шины с липучками
Если раньше шипованные модели не имели конкурентов и были единственным вариантом для зимы, то сейчас ситуация несколько изменилась. Резина, из которой производится липучка, обладает уникальными свойствами. Она становится мягкой при низких температурах, что обеспечивает хорошую площадь контакта («прилипание») к дороге, а при потеплении верхний слой приобретает жёсткость – это позволяет легко управлять автомобилем на сухом асфальте.
К тому же, современные технологии и ряд новаторских разработок в области создания рисунка протектора позволили приблизить липучку к шинам-шипам по уровню проходимости на зимних дорогах, а в некоторых случаях она даже предпочтительней.
Фрикционная резина (липучка) делится на два подвида:
- европейская (для мягких зим) – имеют ограниченный температурный режим использования от -5 до+5 град.;
- скандинавская (арктическая) – предназначены для эксплуатации при суровых морозах.
Когда речь идёт о том, что лучше: шипованная резина или липучка, то сравнивать с шипами имеет смысл только скандинавский вариант, как наиболее подходящий для российских зимних условий.
Преимущества и недостатки зимних шин с липучками
Основные плюсы шин-липучек:
- могут эксплуатироваться в широком температурном режиме благодаря особой резине, которая не теряет эластичность;
- имеют повышенную контактную площадь с дорожным покрытием;
- отлично ведут себя на участках с «кашей» из снега, реагентов и грязи – обычное состояние дорог в крупных городах;
- мягкий протектор сглаживает мелкие неровности и обеспечивает высокий уровень комфорта;
- более низкая стоимость по сравнению с шипами, особо ощутимая при покупке полного комплекта;
- нет необходимости в обкатке после установки;
- срок службы – 3–7 лет (в зависимости от качества изделия).
Основные минусы:
- ухудшение сцепления с обледенелой дорогой и укатанным снегом;
- трудность отвода воды от пятна контакта, что приводит к пробуксовке на участках, покрытых тающим льдом.
Плюсы и минусы шипованной резины
Для водителей в регионах с плохими дорожными условиями не так остро стоит вопрос, какие шины лучше использовать зимой – традиционно предпочтение отдаётся шипованным моделям. Они имеют выступающие над поверхностью протектора металлические шипы, которые при движении разбивают ледяную корочку и обеспечивают улучшенное сцепление колеса с дорогой. Чем сложнее структура шипов и выше высота выступа, больше их количество, тем эффективнее шины и выше уровень безопасности вождения на трудных участках.
В сравнении с липучками шины-шипы отличаются:
- более коротким тормозным путём на заснеженной и обледенелой дороге;
- быстрым разгоном;
- высокой проходимостью по глубокому снегу;
- устойчивостью на льду, покрытом водой.
При выборе зимней резины необходимо учитывать недостатки шипованных шин:
- увеличенный тормозной путь на сухом асфальте (уменьшается площадь соприкосновения шины и дорожного покрытия, так как шипы выступают над поверхностью ската);
- низкая эксплуатационная эффективность при температуре ниже -20 градусов (для некоторых моделей до -30 градусов), когда лёд становится настолько прочным, что металлические шипы не пробивают его, а скользят по поверхности;
- увеличенный расход бензина;
- повышенный уровень вибрации, которая отдаёт в рулевое колесо и усложняет управление;
- шум от ударов шипов, особенно явный при движении по сухому асфальту;
- наилучшие показатели покрышки приобретают после пробега 500 км – в период обкатки следует избегать вождения в экстремальных режимах и резких торможений;
- максимальный срок службы — не более 3–5 сезонов.
Критерии выбора
Чтобы правильно решить, какая зимняя резина лучше: шипы или липучка, нужно исходить из условий эксплуатации автомобиля. Липучка подойдет для:
- южных широт с мягкими зимами и редкими снегопадами (возможен европейский вариант);
- мегаполисов, где с обледенением дорог активно борются коммунальные службы.
Шипованная резина – единственно правильный выбор для:
- городов и населённых пунктов северных широт, где чистка дорог от снега и льда проводится редко и плохо;
- регулярных поездок за город по просёлочным заснеженным дорогам.
При выборе автомобильных покрышек нужно обращать внимание на репутацию бренда – это вопрос безопасности при сложных дорожных условиях. Шипованная шина – технически сложное изделие, которое с требуемым уровнем качества можно изготовить только на крупных профильных предприятиях. Не стоит покупать недорогую шипованную резину от малоизвестных производителей – она не обеспечит нужный уровень проходимости и безопасности. Целесообразней рассмотреть равнозначные по цене брендовые липучки.
Правильная эксплуатация прямо влияет на то, насколько долго резина будет соответствовать заявленным показателям и характеристикам. Любой вид зимних покрышек нужно вовремя менять на летние – от езды по сухому асфальту шипы быстро истираются, а липучки деформируются.