Технические параметры грузовика ГАЗ-51
Грузовой автомобиль ГАЗ-51 заслужил популярность в советское время. Это был универсальный перевозчик, созданный перед Великой Отечественно войной для нужд народного хозяйства. Технические характеристики ГАЗ-51 обеспечивали автомобилю прочность, надежность и удобство эксплуатации.
Особенность конструкции ГАЗ-51
Когда закончилась война, после ряда испытаний в дорожных условиях, были созданы новые модели грузовиков ГАЗ-51, а затем был налажен их серийный выпуск. Динамичное развитие автомобилестроения повлияло на изменение конструкции машины. Немаловажную роль в этом процессе сыграл ведущий конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин. Благодаря его разработкам, в новых моделях ГАЗ-51 были усовершенствованы двигатель, навесное оборудование, увеличена грузоподъемность с 2 до 2,5 тонн.
Военная обстановка научила людей работать быстро, поэтому наравне с производственной линией проводились новые испытания, внедрялись «свежие» идеи. В 1946 году страна получила партию грузовиков ГАЗ-51 современного поколения с надежной, доработанной, конструкцией и прочными узлами. При их производстве использовался опыт конструкторов по созданию военной техники. Они добавили в проект такие составляющие:
- тормозной привод гидравлического типа, который значительно эффективнее механической системы;
- карданный вал с крестовинами на игольчатых подшипниках;
- чугунные гильзы цилиндров двигателя;
- маслорадиатор;
- сцепление с выжимным подшипником;
- предпусковой подогреватель, работающий по принципу термосифона.
Кроме обслуживающей системы, проектировщики увеличили радиус колес и видоизменили двухместную кабину ГАЗ-51. Вместо деревянной она стала цельнометаллической, с облицовкой радиатора.
Спрос на грузовик
На базе грузовика создано большое количество модификаций. Машина оказалась настолько востребованной, что некоторые технические новинки привлекали внимание зарубежных автомобильных компаний. Не секрет, что ее лицензированной сборкой занимались в Северной Корее, КНР и в Польской Народной Республике. Кроме того, некоторые модели экспортировались в страны тропического климата, где в дальнейшем использовались для перевозки груза и скота.
Технические характеристики грузовика
Грузовик марки ГАЗ-51 отличался простотой, маневренностью, функциональностью. Специалисты отмечают, что это уникальная и сверхнадежная разработка.
Технические характеристики ГАЗ-51 позволяют успешно эксплуатировать самосвал в разных условиях, включая сельскую местность. Автомобиль способен развивать скорость на трассе до 80 км/час, а на проселочных дорогах – до 40 км/час. Эти показатели значительно больше, чем у других транспортных средств. При повышенной производительности горьковская машина отличалась экономным расходом топлива: 20 л на 100 км пробега.
Грузовик характеризуется такими эксплуатационными параметрами:
- габаритные размеры – 5500*2200*2120 мм;
- длина платформы – 2750 мм;
- колесная база – 3300 мм;
- колея передних колес – 1600 мм;
- колея задних колес – 1650 мм;
- наименьший радиус поворота – 8 м;
- снаряженная масса – 2,710 т;
- полная масса – 5,150 т.
Характеристики двигателя грузовика ГАЗ-51
До войны Горьковский автозавод выпускал нижнеклапанный двигатель Dodge, который со временем модернизовали. Обновленная силовая установка ГАЗ-51 улучшила динамические свойства грузовика. Это был агрегат мощностью 70 лошадиных сил, с шестью цилиндрами и рядным расположением, рабочий объем которых составлял 3 485 см3. Несмотря на такие параметры, двигатель обладал хорошей тягой. Завести его не составляло труда, даже в случае выхода из строя электрического стартера или аккумулятора. Для этого существовала специальная пусковая рукоять.
Основные технические характеристики мотора ГАЗ-51 следующие:
- масса без оборудования – 235 кг;
- тип – бензиновый;
- количество оборотов коленчатого вала в минуту – 2750;
- число тактов – 4;
- количество клапанов – 12;
- крутящий момент – 200 Нм при 1500 оборотах в минуту;
- питание – карбюраторное;
- система охлаждения – жидкостная.
Характеристики трансмиссии, ходовой части и других элементов грузовика
Трансмиссия ГАЗ-51 – механическая, основными частями которой являются:
- однодисковое полуцентробежное сцепление сухого типа;
- четырехскоростная трехходовая коробка передач с принудительной блокировкой заднего хода;
- одноступенчатая главная передача с коническими колесами, сателлитами и полуосями разгруженного типа.
Подвеска – зависимая, с продольными и полуэллиптическими рессорами на переднем мосту. Задний мост, кроме основных элементов, включал в себя дополнительные части – два подрессорника. На передней подвеске использовались амортизаторы рычажного типа.
Колеса за всю историю производства грузовика несколько раз видоизменялись. Сначала они были с двумя окнами, а затем использовались шестиоконные диски с бортовым разрезным и замочным кольцом.
ГАЗ-51 комплектовался пневматическими шинами размером 7,50*20 дюймов. На грузовике впервые применили особое крепление запасного колеса – в виде откидного кронштейна.
Грузовая платформа была деревянная. При необходимости задний борт откидывался и служил продолжением пола.
Устройство кабины
Кабина грузовика изначально отличалась скромностью. Она представляла собой деревянную конструкцию с металлическими деталями и брезентовой крышей. Это было связано с дефицитом тонколистового стального проката. Со временем кабина приобрела округленную форму, и на ней появились металлические рифленые подножки.
Производители постарались обеспечить водителю комфортные условия езды. Двухместный грузовик оснастили многими устройствами, каких еще не существовало в полуторках. Среди них:
- полный набор приборов на панели управления;
- часы;
- ветровое стекло, поднимающееся вперед и вверх;
- ручной привод стеклоочистителей;
- отопительная система.