Технические параметры грузовика ГАЗ-4301
ГАЗ-4301 начали разрабатывать после решения руководства страны о выпуске дизельных грузовиков для использования в производстве. Год выпуска первых машин – 1982. Автомобиль предназначался для использования в сельском хозяйстве. Поэтому он проходил тестирование в колхозах, на уборочной и в посевной.
История автомобиля
В процессе производства было выявлено ряд недочетов ГАЗ-4301, технические характеристики его исправляли еще на протяжении 10 лет. Впоследствии ГАЗ проверялся в работе на трассах различного качества, в том числе в автопробеге длиной 9 тысяч километров, эксплуатировался в различных условиях.
Вскоре ГАЗ-4301 потеснил в сфере грузоперевозок лидера ГАЗ-53 благодаря усовершенствованному дизелю, масляному насосу, усилителю руля, ходовой части. К тому же, его можно применять как автопоезд.
Не позволило наладить массовое производство грузовика ГАЗ-4301 низкое качество механизмов, недостатки в их работе и то, что он не может проезжать по бездорожью. Установка нового двигателя привела к увеличению давления на ось грузовика. Поэтому машины часто застревали на плохих дорогах. Увеличилась себестоимость изготовления. В конце прошлого столетия их перестали выпускать.
Параметры двигателя
На грузовике установлен мотор ГАЗ-542 типа V-6. Это первый дизель, произведенный в Горьком. Но придумали его не инженеры завода. Лицензия на его производство была куплена у немецкого производителя Deutz.
Мощность двигателя – 125 лошадиных сил. Расход топлива на сто километров составляет 16 л.
Два насоса подают солярку в систему. Там поршневой инжекторный насос поддерживает пониженное давление, центробежный обеспечивает повышенное. Он регулируется, имеет 2 режима.
Топливо проходит два вида обработки:
- Первичный, с помощью сепаратора с сетками;
- вторичный.
Это продлевает время работы мотора грузовика. В определенных условиях при помощи специальной помпы можно подкачать солярку в систему вручную.
Поступление воздуха для охлаждения осуществляется через трубу, на которой установлены сменные фильтры. Сухой фильтр оснащен прибором, показывающим уровень загрязнения. Мотор охлаждается гидромуфтой и передачей, состоящей из набора шестерен. Так воздух подается на вентилятор.
Коробка передач грузовика пятиступенчатая, есть 3 хода. Первая и задняя скорость не синхронизируются. Сцепление с сухим трением управляется гидравликой.
Карданная передача грузовика двигает задние колеса. Валы ее крепятся на шарнирах, которые закреплены на подшипниках. Запуск мотора ГАЗ-4301 упрощает электрофакел.
Тормозная система
Остановка грузовика ГАЗ-4301 осуществляется при помощи двух отдельных тормозных систем с гидроприводом и двумя пневмоусилителями, которые управляют тормозными устройствами, расположенными в колесе. Есть отдельная двухпроводная система для управления прицепом.
Длина пути при торможении грузовика ГАЗ-4301 зависит от нагрузки на колесо. Она должна быть одинаковой, иначе пара колес может заблокироваться. Это может привести к нежелательным последствиям. Если это передние, машина становится неуправляемой, в случае задних – увеличивается возможность заноса. При обычном плавном торможении на переднюю ось приходится две трети нагрузки, на заднюю – треть.
На колесах расположены тормозные литые чугунные накладки. В них есть механизм регулировки расстояния между ними и колодкой. Накладки снимаются при ремонте.
Ручной тормоз грузовика ГАЗ-4301 снабжен ручным приводом с редуктором. Диски колес разработаны специально для ГАЗ-4301. На их поверхности расположены отверстия для вентиляции.
На машине установлены шины 8,25Р20 с уровнем слойности НС12. В передних воздух сжат до 37000 Па, в задних – 540000 Па. Развал-схождение равно 0–3 мм.
Конструкция рулевого управления
Правильно распределять нагрузку и смягчать удары предназначена подвеска, которая соединяет кузов грузовика с рамой и колесами.
В передней подвеске автомобиля ГАЗ-4301 установлены пружины в форме полуэллипса. Уровень их сжатия регулируется резиновыми вставками. Амортизаторы имеют гидравлическое управление.
Задняя подвеска имеет 2 пружины и дополнительные рессоры. Систему смягчения ударов имеет и кресло водителя.
Усилитель рулевой системы делает управление грузовиком плавным. Он тоже управляется гидравликой. Колеса поворачиваются специальной передачей и колесом с тремя гребнями, которое прикреплено к подшипнику. Эти системы защищают руль от резких ударов.
Использование усилителя такого типа позволило уменьшить количество движений рулем при поворотах.
Для увеличения устойчивости грузовика ГАЗ-4301 в него внесены изменения:
- понижен центр массы;
- расстояние между колесами стало больше;
- задний дифференциал блокируется на расстоянии.
Рама и электрооборудование
Рама грузовика ГАЗ-4301 устойчива к коррозии и к повышенным нагрузкам. Для предупреждения поломки рекомендуется проверять и укреплять все заклепочные соединения.
Электрическое оборудование в машине снабжено стабилизатором напряжения. Его оптимальный уровень – 23 В. Есть выпрямитель, пусковое устройство и два аккумулятора емкостью по 110 А·ч каждый.