Конструкция и технические возможности автомобиля ГАЗ-63
Задача создания нового грузовика, обладающего высокой проходимостью, способного справиться со сложными дорогами и перемещаться в условиях бездорожья, была поставлена в 1938 году.
Такой автомобиль был создан через год, но начавшаяся война приостановила дальнейшие планы.
Массовый выпуск начался в 1948 году. Этот полноприводный грузовик получил широкое распространение в армии и различных отраслях народного хозяйства СССР взамен морально и технически устаревших «полуторок».
Особенности эксплуатации грузового автомобиля ГАЗ-63
Послевоенные разработки автомобиля ГАЗ-63 внесли много нового в его конструкцию. Этому способствовали новые достижения в области науки и техники в СССР, а также возможность ознакомиться с конструктивными наработками американских автомобилей Шевроле и Студебеккер, выпускавшимися в то время на заводе ГАЗ.
Автомобили ГАЗ-63 оказались очень востребованными благодаря отличным ходовым качествам. Они не боялись вязкого грунта, слоя воды до 80 см, рыхлого полуметрового снежного покрытия.
ГАЗ-63 способен транспортировать двухтонные прицепы наряду со своим грузом.
Конструкция ГАЗ-63 и основные технические характеристики
Автомобиль имеет рамную конструкцию, систему полного привода, отключаемый передний мост. Раздаточную коробку разместили точно в середине для обеспечения одинаковой длины карданных валов. Это отличало наши автомобили от американских военных грузовиков.
Ширину колеи передних и задних колес было решено сделать одинаковой, задние колеса — односкатными для уменьшения сопротивления поверхности за счет движения строго по следу передних колес.
Узкая колея и высокое расположение кузова сделали автомобиль неустойчивым к опрокидыванию на поворотах при большой скорости.
Результаты испытаний проходимости ГАЗ-63 по бездорожью, снегу и пескам оказались рекордными.
Двигатель автомобиля оборудовали простой и эффективной системой предпускового подогрева. Она представляет собой пятилитровый котел, расположенный под капотом. В мороз для подогрева охлаждающей жидкости и моторного масла в картере руль выворачивался влево до конца, в котел через специальный люк у крыла правого колеса вставляли горящую паяльную лампу.
В котел заливали воду, сухой мотор подогревался образующимся паром. После прогрева запускался двигатель и заливалась в радиатор вода. Кабина не отапливалась. Электрический вентилятор для ее отопления появился только в 1952 году.
Чтобы облегчить доступ к двигателю для его ремонта и обслуживания, у капота сделаны съемные боковые панели.
Технические характеристики ГАЗ-63:
Производитель | Завод ГАЗ |
Класс | грузовой |
Двигатель | ГАЗ-51 |
Топливо | Бензин |
Объем, дм³ | 3,49 |
Клиренс, мм | 270 |
Колесная база, мм | 3300 |
Колея, мм: задняя
передняя |
1600
1590 |
Габаритные размеры, м: ДхШхВ (по кабине) | 5,525х2,2х2,25
|
Масса, т | 3,2 |
Характеристики двигателя автомобиля
Двигатель ГАЗ-63 оснащен карбюратором типа К-22Г. Работает мотор на бензине и имеет жидкостное охлаждение, шесть цилиндров. Развиваемая максимальная мощность в 70 лошадиных сил обеспечивает скорость передвижения до 75 км в час.
Стартер СТ-08 включается механически непосредственно от ножной педали.
Для заправки баков использовался бензин марки А-66. Ориентировочный расход топлива на 100 км пути составлял 25 литров.
Основной топливный бак, вмещающий 90 литров бензина, впоследствии дополнен вторым баком емкостью 105 л. Это позволило преодолевать расстояние 780 км с полной загрузкой автомобиля.
Характеристики трансмиссии ГАЗ-63
Трансмиссия грузовика ГАЗ-63 состоит из механической коробки передач, имеющей 4 ступени переключения, раздаточной коробки с двумя ступенями и демультипликатором. В общей сложности у водителя в распоряжении имелось 8 ступеней переключения.
Демультипликатор предназначен для повышения крутящего момента. Он обеспечивает плавное, равномерное переключение мощности, уменьшая нагрузку на шестеренки и продлевая срок службы трансмиссии. Занимая мало места, он существенно увеличивает диапазон тяги ведущих колес.
Наличие прямой передачи у демультипликатора позволяет экономить топливо на хорошей дороге.
Главная передача у ведущих мостов осуществляется коническими одинарными редукторами.
Описание рулевой и тормозной системы автомобиля
Рулевое управление осуществляется с помощью червячно-роликового механизма.
Рабочим тормозом на всех колесах служит колодочный механизм, имеющий гидравлический привод.
В качестве стояночного тормоза в данной модели автомобиля до 1955 года применяли дисковые механизмы. В дальнейшем их заменили тормозом барабанного типа с механическим приводом.
Подвеска на всех колесах – зависимого типа, устанавливалась на рессорах, имеющих полуэллиптический профиль. Передняя подвеска оснащалась гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия.
Устройство кабины автомобиля ГАЗ-63
При разработке вездеходного грузовика основное внимание было направлено на ходовую часть. Новую конструкцию кабины не разрабатывали.
Первоначально ей придали форму, похожую на кабину «Студебеккера», а с 1948 года начался массовый выпуск автомобилей, имеющих кабину ГАЗ-51.
Салон кабины рассчитан на два места, габариты салона довольно скромные. Сиденье водителя простое, но не жесткое, регулировка его не предусмотрена.
На приборной панели располагались самые необходимые приборы и датчики:
- спидометр с максимальной отметкой 100 км/час;
- слева от него – датчики уровня топлива и масла;
- справа – датчик температуры воды, амперметр.
В кабине, с правой стороны панели, располагался небольшой бардачок для необходимых вещей.
Грузовая платформа автомобиля ГАЗ-63
Грузопассажирская платформа имела откидные борта с боков и сзади. Вдоль высоких деревянных решетчатых боковых бортов располагались откидные скамейки.
На боковых бортах предусмотрены гнезда для установки дуг. На дуги можно натянуть тент.
ГАЗ-63 был по достоинству оценен Советской армией. На нем транспортировали личный состав армии, его использовали для буксировки различных орудий, боевых установок.
В сельском хозяйстве, в условиях бездорожья, эти автомобили были крайне необходимы. Огромное количество перевозимых грузов вынуждало использовать их с немалым перегрузом. Конструкция машины выдерживала такие нагрузки, хотя это заметно снижало ее проходимость и приводило к преждевременному износу деталей.
Выпуск этих моделей грузовых автомобилей закончился в 1968 году, но некоторые из них эксплуатируются до сих пор, что подтверждает их высокое качество. Эти автомобили предлагают иногда на вторичном рынке.