Технические качества бульдозера T-330
Бульдозер T-330 выпускался Чебоксарским заводом промышленных тракторов. Выпуск машины был начат в 1975 году. Агрегат создавался в качестве образца промышленных тракторов с одинаковой компоновкой. Это была базовая модель для других вариантов с навесным оборудованием. Машина была призвана заменить импортную дорогостоящую технику.
Применение
T-300 использовался на промышленных предприятиях и строительных площадках, в горных шахтах и при прокладке магистралей. Сфера применения машины достаточно широка. Она могла:
- снимать с поверхности грунт и перемещать его по площадке;
- засыпать котлованы и различные рвы;
- выравнивать поверхности;
- возводить насыпи, в том числе из твердого материала;
- создавать котлованы под фундамент;
- штабелировать и смешивать нерудные материалы;
- очищать территорию, выкорчевывать кустарник;
- убирать снег и расчищать гололед.
Технические характеристики
Технические характеристики T-330 для времени его выпуска были очень хорошими.
Мотор | Дизельный |
Система охлаждения | Воздушная |
Мощность | 250 |
Расход горючего | 230 г/кВт/ч |
Рабочий объем двигателя | 22,6 л |
Вес | 2 600 кг |
Насосные агрегаты | НШ-250 НШ – 50УЗ – Л |
Цилиндры отвального устройства | 2 шт. |
Цилиндры рыхлителя | 2 шт. |
Цилиндры регулирования угла резания | 2 шт. |
Отвал ножей | Полусферический |
Ширина ножевого отвала | 4, 86 м |
Высота отвала | 1, 82 м |
Подъем отвала | 1530 мм |
Погружение в грунт ножа отвала | 650 мм |
Угол смещения отвального устройства | 12 |
Вес | 7030 т |
Оборудование рыхлителя | |
Конструкция | Регулируемый угол, навес параллелограммного типа |
Зубья | 1 |
Подъем рыхлителя | 950 мм |
Заглубление в грунт | 1380 мм |
Вес | 6, 489 т |
Общие параметры агрегата | |
Габариты | 9,33х4,762х4,23 |
Скорость | Три режима: 3,5/2,9; 6,4/5,4; 13,0/10,8 |
Вес трактора | 41,8 т |
Усилие воздействия гусеничных лент на почву | 1,127 кГс/см² |
Конструкция рамы и двигателя
Жесткая рама T-330 представляла собой две стальных консоли. Консоли машины объединялись тремя поперечными балками. Лонжероны имели коробчатое строение. Эластичная подвеска машины оборудована балансировочным брусом. Балансирный швеллер, закрепленный впереди, упирался в гусеничные тележки.
У модели был восьмицилиндровый дизельный мотор, оборудованный системой воздушного подвода охлаждения. На первых машинах устанавливался двигатель марки 8 ДВТ с мощностью в 259 кВт. Двигательная установка без проблем запускалась при низких температурах. До –30 градусов проблем с запуском не было. Гарантийная выработка двигателя машины предполагалась в пределах 6 000 м/ч.
Но при активной работе техники этот показатель значительно уменьшался, поэтому в более поздних моделях бульдозера T-330 двигательная установка была заменена двенадцатицилиндровым двигателем марки «ЯМЗ-240» с мощностью 368 кВт. Этот двигатель выпускался Ярославским моторным заводом. Основным его преимуществом была более высокая мощность, которая позволяла увеличить производительность.
Кабина машиниста
Рабочее место машиниста в бульдозере T-330 расположено в передней части. Оно имеет целый ряд достоинств:
- В кабине есть вентиляция и отопительное устройство.
- В целях препятствия замерзанию установлены двойные стекла.
- Площадь остекления обеспечивает достаточный для работы обзор, а светотехнические приборы прекрасно освещают рабочую зону.
- Регулируемое сидение позволяет коррекцию высоты для удобства работы.
- Подрессоренная платформа является хорошей защитой от вибраций, создаваемых силовой установкой.
Это делает работу машиниста бульдозера более комфортной.
Ходовая система бульдозера
Ходовая система T-330 полужесткая. В ее основе — две гусеничных тележки. Они могут раскачиваться осями бортовых передач. Корпуса подшипников бульдозера наполнены смазочным материалом, которого хватает на весь срок эксплуатации машины. Натяжение гусеничных лент регулирует специальное устройство, приводимое в движение посредством гидравлической энергии. Гусеничный трак разъемный. Он набран из 42 элементов, расстояние между которыми составляет 250 мм.
Свойства системы управления
Устройство T-330 имеет свои отличительные качества. Гидромеханическая передача бульдозера модульная. Она представляет собой металлический диск с зубьями, которые при движении входят в аналогичные пазы другого диска. Привод осуществляется раздельно. Передача идет на каждый борт.
Ресурс крутящегося момента передается на ведущие колеса и насосные агрегаты гидросистемы. Этому способствует гидротрансформатор, помогает регулятор согласования и движение карданного вала. Режим передачи вращательного эффекта меняется гидротрансформатором бесступенчато. Он соответствует величине нагрузки.
Коробка переключения передач у бульдозера одна. Раздваивающийся поток силы позволяет менять курс обращения основных колес. Это позволяет регулировать передвижение и повороты бульдозера на месте. Управление коробкой передач осуществляется дисковыми гидромуфтами.
Виды навесного оборудования
T-330 создавался как базовая модель для использования с различным навесным оборудованием:
- бульдозерным;
- рыхлительным;
- крановым;
- экскаваторным.
Высокая производительность этой машины – результат большого объема отвала. Диагональная тяга обеспечивает максимальную близость отвала к капоту бульдозера и максимум усилия на нож. Навесное рыхлительное оборудование имеет один зуб, максимальное усилие проникновения которого — 15,3 т.
Бульдозерно-рыхлительная машина на базе трактора T-330 имеет как свои достоинства, так и недостатки. Бульдозер до сих пор используется в строительстве и промышленности.