Обзор бульдозера Т-170 и его технические характеристики
На протяжении 14 лет, начиная с 1988 года, на Челябинском тракторном заводе велось серийное производство бульдозера Т-170, технические характеристики которого отличались высокими показателями. Он был создан на базе устаревшего Т-130 и стал результатом его глубокой модернизации. Всего под маркой нового трактора было выпущено несколько десятков модификаций, которые до настоящего времени успешно эксплуатируются.
Назначение и использование бульдозера
Бульдозер Т-170 – тяжелый трактор на гусеничном ходу, относящийся к специальной технике промышленного назначения, десятого тягового класса с мощным многотопливным мотором.
Трактор неприхотлив к условиям эксплуатации и может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ниже -45°C. Это позволяет применять его во всех регионах страны. Способность двигателя работать на разных видах жидкого топлива (солярка, керосин, газовый конденсат), делают спецтехнику незаменимой в труднодоступных районах, сообщение с которыми часто нарушается.
Сфера применения бульдозера Т-170 не ограничивается его промышленным назначением. Эту машину можно увидеть:
- на производственных объектах;
- на строительных участках;
- на лесозаготовках;
- в сельском хозяйстве;
- в дорожном строительстве.
Несмотря на прекращение выпуска бульдозера в 2002 году, техническое обслуживание машин не составляет труда и в настоящее время.
Технические характеристики бульдозера Т-170
Описываемая техника в разные периоды производилась с двумя моторами: Д160, мощностью 160 л. с. и Д180, мощностью 180 л. с. (оснащенный турбонаддувом).
Основные технические характеристики Т-170 сведены в таблицу:
Наименование параметра | Единицы измерения | Показатель |
Масса машины | тонн | 15,99 |
Марка мотора | – | Д160; Д180 |
Объем двигателя | литров | 14,5 |
Расход топлива | г/кВт⋅ч. | 218 |
Емкость топливного бака | литров | 300 |
min температура для запуска двигателя | °C | -15 |
max груз, перемещаемый передним отвалом | тонн | 10 |
Давление на грунт базовой модели | МПа | 0,076 |
Дорожный просвет | мм | 415 |
Для снижения удельного давления на почву при работах на слабых грунтах пятикатковые тележки ходовой части заменяются семикатковыми, что наделяет модификацию болотоходными качествами.
Габаритные размеры бульдозера составляют:
- длина – 4,60 м;
- ширина – 2,48 м;
- высота – 3,18 м;
- ширина колеи – 1,88 м.
Мощность двигателя и высокая проходимость трактора завоевали ему популярность среди механизаторов, но общие недоработки конструкции (по современным критериям) не позволили реализоваться технике в полной мере.
Конструкция бульдозера и его дополнительное оборудование
Устройство Т-170 состоит из следующих основных частей (узлов и агрегатов):
- ходовая часть;
- двигатель;
- кабина с расположенной в ней системой управления;
- трансмиссия.
Устройство трактора Т-170 простое и надежное. Все детали и механизмы изготовлены из высококачественной стали, что обеспечивает длительный рабочий ресурс.
Ходовая часть
Ходовая часть бульдозера Т-170 представляет собой сварную конструкцию на гусеничных тележках, трехточечная подвеска которых имеет полужесткий тип и дополнена балансирной балкой. Рамы гусеничных тележек изготавливаются из труб прямоугольного сечения. На эти рамы крепятся опорные и поддерживающие катки, а также натяжные колеса.
Маневрирование и торможение производится посредством ленточных фрикционных механизмов. Блокируя привод одной из гусеничных тележек, осуществляется изменение направления движения. Блокировка может быть частичной или полной, что оказывает влияние на плавность разворота.
Тракторный двигатель
Расположение силового агрегата на раме ходовой части – переднее. Четырехтактный дизельный агрегат оснащен жидкостной охладительной системой и турбированной подачей топлива.
Основной дизельный двигатель бульдозера на одних моделях запускается от электрического стартера, на других – от вспомогательного бензинового двигателя. Для модификаций, предназначенных к эксплуатации в холодных климатических условиях, предусмотрена система предпускового подогрева.
Кабина трактора
Рабочее место машиниста тракториста не отличается повышенным комфортом, хотя для удобства обслуживания спецтехники все устроено неплохо. Кабина — каркасного типа, установлена на виброизолированной платформе. Панорамное остекление обеспечивает хороший обзор на 360°.
Кресло водителя может изменять положение. Система обогрева в салоне представлена масляным радиатором. На приборной панели находятся индикаторы, сигнализирующие о следующих параметрах:
- давление масла;
- остаток топлива;
- состояние гидравлической системы;
- частота вращения коленвала;
- состояние воздухоочистителя.
Рычаги управления бульдозером расположены на удобном расстоянии, обеспечивающем их комфортное перемещение.
Трансмиссия
Стандартная сборка бульдозера предусматривает 12 скоростей: 9 передних и 4 задних. Разные модификации машин, в зависимости от их назначения, могут иметь механическую или гидромеханическую трансмиссию. У последних коробка передач рассчитана на 6 передних скоростей и 3 задних – это позволяет производить переключение, не сбавляя ход техники.
Дополнительное оборудование
В качестве такового выступают инструменты, обеспечивающие функциональность трактора в той или иной области применения. В основном дополнительное оборудование представлено:
- передними отвалами нескольких разновидностей;
- клыками-рыхлителями;
- захватами для укладки труб;
- приспособлениями для корчевания пней.
Для работы в сельскохозяйственной сфере в качестве навесного оборудования могут применяться плуги и лущители.
Преимущества и недостатки бульдозера
В качестве достоинств нужно отметить следующие параметры:
- универсальность машины, применимость для разных отраслей;
- работоспособность в любых климатических условиях;
- длительный рабочий ресурс (до 10 тыс. моточасов) без серьезного ремонта;
- доступность условий для ремонта (запчасти выпускаются до сих пор);
- простота управления и высокая надежность техники;
- относительная доступность (в сравнении с зарубежными аналогами).
Но нельзя обойти вниманием недостатки, присущие бульдозеру Т-170. Среди них:
- транспортировка спецтехники допускается только при снятом навесном оборудовании, что занимает время;
- быстрый износ фрикционной муфты;
- слабая шумоизоляция.
Несмотря на прекращение серийного производства трактора Т-170, он до сих пор пользуется популярностью и востребован на самых разных работах. Данная модель имеет оптимальное соотношение цена–качество, что отмечено многими пользователями.