Особенности бульдозера ДЭТ 250 и сфера его применения
Гигант советской техники, бульдозер ДЭТ 250 до настоящего времени остается востребованным, поражает современников своими силовыми и техническими возможностями. Модель выпускалась на Челябинском тракторном заводе с 1961 по 2013 год, основной упор при проектировании сделан в сторону силовых характеристик двигателя и максимальной производительности. Согласно аббревиатуре, ДЭТ 250 — дизель-электрический трактор, принадлежит к 25 тяговому классу.
Сфера востребованности трактора
Значительные габариты и гусеничный ход не рассчитаны на использование трактора в масштабах города. Основная сфера применения — отрасли промышленности, которые потребуют оборудование с повышенными силовыми характеристиками двигателя. Трактор используется в горнодобывающей, нефтегазовой промышленности. Без него не обходится строительство железных дорог, шоссе, гидротехнических сооружений.
Область использования ДЭТ 250 зависит от навесного оборудования. Оно крепится в задней части агрегата. Бульдозер эксплуатируется с землеройным, бурильным, траншейным оснащением. С помощью рыхлительной установки на стадии подготовительных работ выполняется рыхление каменистых, скальных и мерзлых грунтов. Благодаря гусеничному движителю трактор оказывает малое давление на грунт и может быть использован в труднодоступных местах, вплоть до болот.
Особенности трактора
Уникальность техники в электромеханической трансмиссии. Это первая модель с таким технологическим решением. По сравнению с гидромеханической, электрическая трансмиссия дает возможность работать в условиях низких температур. К недостаткам относится большой вес, который требует для работы установки мощного двигателя и сложной системы охлаждения. Поэтому первые трактора были грузными и напоминали мощный танк.
Сравнения с военной техникой неслучайно. На бульдозере ДЭТ-250 установлен модернизированный дизельный двигатель танка, в системе охлаждения задействована энергия выхлопных газов.
На смену трактору ДЭТ-250 в 2002 году пришел ДЭТ-320. Его отличает усиленная ходовая часть, жидкостная система охлаждения и усовершенствованная кабина оператора.
Основные характеристики
Основные технические характеристики ДЭТ-250 приведены в таблице.
Двигатель | Марка | ЯМЗ – 7511 |
Мощность двигателя | л. с. | 350 |
Принадлежность к тяговому классу | 25 | |
Вес с навесным оборудованием | т | 46 |
Габариты, м | Длина | Более 9 |
Ширина | Более 4 | |
Высота | Более 3 | |
Силовая установка | Дизель-модель | B-31M2 |
Тип двигателя | Четырехтактный дизель | |
Номинальная частота оборотов коленвала | Об/мин | 1400 |
Объем двигателя | л | 38,88 |
Количество скоростей | Вперед | 2 |
Назад | 2 | |
Силовой генератор | Марка | ГИ-160-6 |
Частота вращения генератора, мах | Об/мин | 2550 |
Скорость движения | Максимальная, км/час | 15,2 |
Рабочая, км/час | 1,2 |
Расход топлива
Для работы на полную мощность трактору необходимо 45 л/час. Значительный расход требует топливного бака большого размера, он рассчитан на 700 л.
Устройство корпуса
При разработке корпуса была учтена надежность трактора и удобство выполнения ремонтных работ. Кузов по типу капота дает хороший доступ к двигателю и внутренним деталям. В модели установлены запчасти повышенной прочности, это гарантирует безотказную работу транспорта на долгие годы.
Особенности устройства кабины
Кабина трактора ДЭТ-250 на момент начала производства считалась очень удобной. Она оптимально утеплена, отапливается, хорошо освещена за счет качественного остекления, защищена от шума и пыли. Удобство управления транспортом обеспечивается следующими техническими решениями:
- место для водителя находится справа;
- в конструкции предусмотрена регулировка сидения по высоте;
- за счет рессор уменьшены колебания, при помощи эластичной подвески обеспечивается плавный ход;
- датчики управления разнесены в разные части приборной доски, это защищает оператора от случайных действий;
- металлический корпус гарантирует безопасность водителя;
- трактор не имеет руля, управление выполняется с помощью рычагов.
Но, по меркам настоящего времени, кабину трактора ДЭТ-250 удобной не назовешь. Полностью отсутствует система кондиционирования, установлен только вентилятор, проветривание создается форточкой.