Категория прав на прицеп
Часто для повседневных нужд владельцы легковых автомобилей приобретают прицепные устройства. Но не всегда они бывают осведомлены о необходимости получения прав на прицеп. Изменения в законодательстве, принятые в 2013 году, касаются и дополнительных категорий в водительском удостоверении. С ними стоит подробнее ознакомиться перед приобретением трейлера.
Разряды вождения
Права на управление автотранспортом классифицируются следующим образом:
- «В» предназначается для легковых или грузовых машин, весящих не более трех с половиной тонн;
- «С» – для грузового автотранспорта тяжелее 7,5 т;
- «С1» относится к пикапам среднего класса, не выходящим за рамки 3,5-7,5;
- «D1» – предназначается для автобусов малых габаритов, число пассажиров в которых составляет 8-16 человек;
- «D» – автобусы, перевозящие более 16 человек.
Общее число разрядов равно 16, из них 5 касаются управления автомобилей с прицепами, с массовыми характеристиками, превосходящими 0,75 тонн:
- «ВЕ» – относится к легковым автомобилям, вмещающим не более 8 человек, и маленьким пикапам, весящим не больше, чем три с половиной тонны;
- «СЕ» – включает грузовой транспорт, превосходящий 7,5 т;
- «С1Е» – относят к грузовикам среднего размера, с диапазоном весовых характеристик 3,5-7,5;
- «DE» – к крупным автобусам, если их вместимость превышает 16 человек; «D1E» – автобусам с небольшим количеством мест, 8-16 человек.
Технические параметры прицепной техники
Необходимость получения дополнительного разряда для вождения зависит от технических параметров прицепных устройств. Они подразделяются на 4 класса в зависимости от массы:
- «01» – самые легкие кузовы с предельным допустимым параметром не выше 750 кг;
- «02» – включает оборудование в диапазоне от 750 кг и до 3,5 т;
- «03» – разновидность тяжелых технических средств с предельным весовым индексом от 3,5 до 10;
- «04» – максимальный показатель может превышать 10 тонн.
Легкие кузовы, находящиеся в собственности у физических лиц, освобождены от техосмотра. Но предприятия и организации проводят техосмотр любого оборудования в обязательном порядке и с периодичностью, определяющейся их возрастом.
Если кузов относится к классу «01», получение прав на прицеп не требуется для любой из трех категорий. Это одно из главных правил, которое действует и в тех ситуациях, если масса автопоезда превышает тот параметр, который указан для данного типа. Нужно учитывать и буксировочные стандарты собственной машины, которые не должны нарушаться при пользовании фургоном.
Примеры для расчета
Рассмотрение конкретных ситуаций с расчетами поможет понять некоторые правовые нюансы, которые оговариваются в законе.
Наиболее распространенные случаи
Большинство ситуаций достаточно просты и требуют лишь знания буксировочных стандартов.
Пример 1. Имеется прицеп с допустимым максимальным весом 0,73 т. Если при этом масса машины без нагрузки составляет 0,78, достаточно наличия разряда категории «В».
Пример 2. Трейлер обладает предельно допустимым весом 0,7, а машина – 3,0. Сумма значений превышает три с половиной тонны, однако и в данном случае не нужно сдавать экзамен на получение прав «ВЕ», так как фургон относится к классу «01».
Пример 3. Прицеп с разрешенной массой 800 кг сцеплен с легковым автомобилем, весящим без нагрузки 0,9 т. Сумма значений равна 1,7. Хотя эта цифра меньше показателя, разрешенного для легковых машин, трейлер относится к более тяжелому типу – «02». Поэтому для управления машиной с прицепом требуется получить дополнительно разряд «Е».
Пример 4. При весе машины без нагрузки 2,9 и технической характеристике трейлера – 0,9 т необходимо добавить в водительское удостоверение категорию «Е». Данный случай показывает, что оба значения – суммарный показатель и тип прицепа, превышают допустимые значения.
Более сложные примеры
Бывают достаточно запутанные ситуации, с которыми лучше разобраться заранее, чтобы избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.
Случай 1. Автомобиль весит без нагрузки 1,7 тонн, прицеп – 2,2. Сумма параметров больше допустимой. Разрешенная весовая характеристика трейлера также больше автомобильной. Следовательно, нужно сдать дополнительный экзамен и получить категорию прав «ВЕ».
Случай 2. Транспортное средство обладает весом без нагрузки 1,45 и грузоподъемностью 0,6, а трейлер – максимальной разрешенной массой 1,42 т. В данном примере для управления транспортными средствами достаточно наличия в водительском удостоверении разряда «В», так как технические характеристики прицепа меньше суммарных весовых показателей автомобиля, а общий итог не достигает 3,5 тонн.
Случай 3. Без нагрузки машина весит 1,65 т, а ее грузоподъемность составляет 750 кг. Для прицепного устройства технический показатель составляет 1,43. Хотя эта цифра меньше суммарных показателей транспортного средства, масса автопоезда в целом превосходит разрешенные 3,5 тонн. Поэтому требуется категория «ВЕ».
Меры ответственности
Пренебрежение правилами вождения транспорта, оснащенного прицепным устройством, нередко чревато авариями на дорогах. Поэтому закон предусматривает соответствующие меры ответственности. Если управление автопоездом требует открытия категории «Е», но владелец транспортного средства пренебрегает этим правилом, его действия имеют те же последствия, что и езда без прав. Владельца ждет наказание в форме:
- штрафа, составляющего немалую сумму – до 15 тыс. руб.;
- отстранения от управления автомобилем;
- изъятия автотранспортного средства с перемещением его на штрафстоянку.
Использование тяжелых прицепов класса «03» или «04» рассматривается законодательством отдельно. Но такие трейлеры обязательно требуют открытия категории «Е». Надо также иметь в виду, что наличие удостоверения со старшей категорией, например, «CE» или «DE», дает водителю полное право на управление младшими разрядами – «С1Е» и «D1Е».
Перед покупкой прицепного устройства нужно еще раз убедиться в его необходимости и просчитать выгоду от использования. Если оно уже имеется, то следует ознакомиться с правилами вождения и не нарушать их.