Вопрос №13 – Какие разновидности дорожных катков применяются в современном строительстве?
Олег Абраменко из Тулы спрашивает:
Знаю, что при строительстве дорог немаловажную роль играет качество уплотнения насыпного грунта и асфальтобетона. Подскажите, какие есть виды дорожных катков и каково их значение в современном строительстве?
Ответ нашего специалиста:
К самой востребованной в строительстве автомагистралей спецтехнике относятся различные виды дорожных катков. Они трамбуют, уплотняют обрабатываемые площади (грунт, асфальтные покрытия и др.) с минимальными затратами средств, времени. Поэтому широко применяются во многих сферах:
- при строительстве дорог;
- в городских хозяйствах;
- при выполнении железнодорожных работ;
- в строительстве аэродромов;
- в гидротехнической отрасли.

Классификация
Дорожные катки различаются по способу перемещения, воздействию на обрабатываемую площадь, особенностям вальцов, количеству осей. Для выполнения каждых определённых работ, в зависимости от состава почвы и других факторов выбирают подходящую модель такой техники. Ведь от качества утрамбовки самого грунта и асфальтного слоя во многом будет зависеть срок эксплуатации объекта.
Виды по способу перемещения:
- Прицепные модели (с воздействием на покрытие только рабочих вальцов), полуприцепные (на покрытие воздействует масса катка через вальцы и тягач). Эти механизмы перемещаются при помощи тракторов или пневмоколесных тягачей.
- Самоходные. Такая техника оборудована собственным двигателем, силовой передачей. Распространена, потому что удобна в управлении, отличается производительностью, самостоятельно перемещается между рабочими участками.

По воздействию на обрабатываемое покрытие:
- Статические. В процессе обработки поверхность уплотняется только за счёт силы тяжести.
- Вибрационные. Утрамбовка участка происходит не только за счёт массы, но и под воздействием периодических колебаний при движении вальцов. Применяется там, где надо быстро выполнить огромные объёмы работ.
Дополнительная классификация
По типу вальцов:
- С гладкими рабочими элементами, создающими ровную поверхность.
- Кулачковые – с закреплёнными на обечайках рядами «кулачков». Используются для утрамбовки рыхлых грунтов.
- Решетчатые – с обечайками вальцов в форме решёток. Используются для комковых грунтов с твёрдыми включениями, которые дробятся литыми решётками и получаются более ровные участки.
- Пневмоколесные – позволяют применять более длительную нагрузку на поверхность. Такая спецтехника уплотняет почву (кроме песчаных, глинистых участков) глубиной до 30 см.
- Комбинированные – совмещают разные типы рабочих элементов, обеспечивающих универсальность такой технике. Имеющие специальные шины, они создают уплотнение у поверхности и на глубине. Получается плотный ровный участок.
По количеству осей:
- Одноосные, двухосные – применяются чаще только для уплотнения оснований.
- Трёхосные подходят для финишных слоёв, потому что за счёт более равномерного распределения массы и высокого давления позволяют выравнивать даже самые мелкие выступы.
Такая спецтехника надёжна при эксплуатации, обладает отличными техническими характеристиками. Она отличается простотой управления, удобна, эффективна на участках любой сложности при выборе подходящей модели.