Вопрос №32 – Каков принцип работы асфальтоукладчика?
Александр Иваницкий из Липецка спрашивает:
К какой разновидности отнести и как работает асфальтоукладчик? Что входит в его конструкцию, особенности управления?
Ответ нашего специалиста:
Асфальтоукладчик относится к сложным видам линейной дорожно-строительной техники. Он выполняет функцию укладки асфальтобетонного покрытия, распределение и уплотнение смеси. Зачастую такие машины работают на пару с грузовиком – он поставляет смесь из саморазгружающегося кузова.
Первый этап работы
Всю работу техники можно поделить на следующие этапы:
- подготовка с выставлением уровней и параметров;
- подсоединение самосвала и начало подачи материала;
- создание слоя покрытия и его уплотнение;
- смена грузовика и осмотр исправности перед новым циклом.
Оператор техники и его помощник выставляют позицию так называемой лыжи или трубы, имеющей длину до двенадцати метров. С ее помощью выравнивается черновой слой щебенки. В новых машинах эта лыжа оснащена датчиком, который свидетельствует о поддержании должной толщины укладочного слоя.
Второй этап
Машина устанавливается на исходную позицию. Так как работает асфальтоукладчик в паре с грузовым самосвалом, последний также пригоняется к исходной позиции. Лыжу располагают на имеющийся черновой слой щебенки, опускают плиту.
Затем с помощью электрических приборов оператор измеряет и устанавливает значение поперечного уклона и толщины будущего слоя покрытия. Настраиваются все датчики.
Третий
После подачи сигнала оператора самосвал подъезжает задним ходом и в бункер выгружает черновой щебень. Бункер техники для этого оснащен вставками, которые могут складываться. Это необходимо для полного расхода насыпного материала.
Оператор включает рабочие органы – распределитель выдает первую партию материала. Рабочий разравнивает полученную неравномерную насыпь лопатой. Машина двигается медленно, с работающим вибробрусом и виброплитой, которые предназначены для предварительного уплотнения.
Заключительный
При толкании самосвала асфальтоукладчиком щебень самостоятельно попадает в распределительный бункер. После уплотнения катками толщина слоя снизится.
Когда кузов будет разгружен, оператор использует звуковую сигнализацию – водитель освобождает место для следующего самосвала. В этот момент борта бункера складывают для загрузки остатков щебенки в распределитель. Затем борта следует вернуть в исходное положение.
Смена самосвала является перерывом между циклами укладки и разгрузки машин. В это время помощник оператора должен проверить рабочие органы техники и правильность настроек системы.