Технические характеристики ТДТ-55 и сферы применения трактора
В 1966 году с конвейера Онежского тракторного завода сошел первый трелевочный трактор ТДТ-55. Сразу же эта модель полюбилась на предприятиях, занимающихся заготовкой леса, строительством дорог и геологоразведочными работами. Хотя выпуск этого трактора был прекращен в 2003 году, он и по сей день остается в строю, неся свою нелегкую службу.
Размерные показатели трактора
Трактор модели ТДТ-55 предназначен для выполнения следующих видов работ:
- тягово-транспортных;
- валочно-трелевочных;
- сучкорезных;
- валочно-пакетирующих;
- землеройных;
- погрузочных;
- дорожно-строительных;
- геологоразведочных.
Но основным назначением этой техники является штабелирование и вывоз леса. Поэтому к его весу и габаритам предъявляются особые требования. Данные параметры соответствуют следующим показателям:
- эксплуатационная масса (без груза) – 9,6 т;
- высота, начиная от нижней части гусениц до верхней части кабины – 2,56 м;
- ширина, начиная от внешних краев гусениц – 2,357 м;
- длина, измеряемая вместе с навесным оборудованием – 5,8 м.
Характеристики двигателя
Изначально модель ТДТ-55 оснащалась 4-х цилиндровым двигателем СМД-14Б, работающим на дизельном топливе. Силовой агрегат мощностью 62 л. с. выдавал 1500 оборотов в минуту, расходуя топлива 160 г на каждую лошадиную силу в час.
Эти двигатели выпускались на Харьковском заводе «Серп и молот». Но так как мощности силового агрегата было недостаточно для выполнения тяжелых работ, его заменили на более мощный 4-х цилиндровый дизельный двигатель СМД-18Н. Новый мотор обладает следующими характеристиками:
- мощность – 100 л. с.;
- номинальные обороты – 1800 в минуту;
- расход топлива – 162 г в час на каждую лошадиную силу мощности.
Специалисты Онежского тракторного завода стремились усовершенствовать свое творение путем оснащения его более мощными силовыми агрегатами. Но в условиях густого леса они не повышали эффективности выполнения работ, а лишь увеличивали расход топлива. Поэтому большую часть времени ТДТ-55 выпускался именно с двигателем СМД-18Н. И только в последние годы на трактор стали устанавливать силовые агрегаты Д-245.
Особенности устройства КПП
Механическая коробка передач установлена на маховике двигателя и имеет 5 передних скоростей и 1 заднюю. Беспроблемное переключение передач возможно при поступлении в коробку смазки. Для этих целей предусмотрен специальный резервуар емкостью 3,5 литра.
В целях повышения качества эксплуатации, трактор ТДТ-55 был оснащен системой блокировки. Она позволяла предотвратить внезапное переключение скоростей в том случае, если происходило срабатывание включения муфты сцепления либо если муфта по каким-либо причинам выключалась не полностью.
Характеристики ходовой части
Так как ТДТ-55 предназначен для эксплуатации в сложных условиях, все его узлы устроены максимально просто. Под эту характеристику подпадает и ходовая часть трактора. В комплект сцепления входит два диска. А его переключение не требует применения смазки («сухое сцепление»). Оно оснащено фронтальным тормозом.
Недостатком предыдущих моделей ТДТ было то, что машинисту приходилось прикладывать немало усилий для нажатия на педали. В 55 модели трактора этот недостаток устранен за счет установки гидроусилителя.
Кроме пары дисков и гидроусилителя, сцепление комплектуется следующими компонентами:
- ведущими пальцами;
- пружинными механизмами;
- функциональным кожухом;
- теплоизоляционной прокладкой.
Устройство рабочего места машиниста
При разработке ТДТ-55 особое внимание уделялось повышению комфортабельности кабины и рабочего места машиниста. Учтя недостатки, присущие предшественникам, в первую очередь кабину отделили от двигателя. В случае необходимости доступ к двигателю обеспечивала открывающаяся перегородка.
Особое удобство обеспечивало кресло, регулируемое по высоте. Данная особенность была воплощена с целью облегчения работы машиниста, вне зависимости от его роста. Круговое остекление открывало прекрасный обзор. В более ранних версиях трактора обзорность ухудшалась возвышающейся панелью приборов.
Безопасность эксплуатации трактора в любую погоду обеспечивалась передним стеклоочистителем, оснащенным электрическим приводом. Привод заднего стеклоочистителя остался ручным.
Для работы в жару в тракторе предусмотрена система вентиляции. В холодное время года комфортная температура в кабине поддерживается за счет встроенной печки. Также в кабине присутствовало места, куда можно поставить термос, аптечка и ящик для личных вещей оператора.
Лебедка – описание и особенности управления
Лебедка относится к трелевочному оборудованию и является одной из самых важных деталей трактора ТДТ-55. Благодаря ей удавалось выполнить широкий спектр работ. Так как ТДТ выпускается в разных модификациях, на каждую из них устанавливались разные типы лебедок. Они могут быть:
- однобарабанными;
- двухбарабанные.
Управление лебедкой на ТДТ-55 осуществляется через вал отбора мощности, который соединен с коробкой передач отдельным редуктором. Управляющий узел установлен в задней части кабины и снабжен рычагом. При нажатии на рычаг механизма срабатывает ленточный тормоз, останавливающий движение лебедки.
Сечение троса лебедки, устанавливаемой на трактор ТДТ-55, составлял от 19 до 21 мм. Всего в барабане умещалось не более 40 метров троса.
Заключение
Рассмотрев технические характеристики ТДТ-55, можно понять, почему этот трактор даже после прекращения выпуска остается востребованным во многих отраслях промышленности. Простое устройство трактора позволяет производить ремонт в полевых условиях. ТДТ-55 неприхотлив к качеству топлива, обладает высокой функциональностью и невысокой стоимостью.