Особенности конструкции трактора «Беларус» (МТЗ 82)
Сельскохозяйственный агрегат, выпускаемый Минским тракторным заводом, МТЗ 82 больше известен под названием «Беларус». Этот универсальный тип спецтехники на колёсном ходу зарекомендовал себя как высокопроизводительная, надёжная и простая в эксплуатации спецтехника. Трактор МТЗ-82, технические характеристики которого часто превосходят во много раз европейские аналогичные марки, широко используется не только в странах СНГ, но и в Европе.
МТЗ 82 – это модернизированная в 1974 году модель МТЗ 52. Прошло более 40 лет, но до сих пор «Беларус-82» пользуется огромным спросом во многих странах. МТЗ 82 был первым советским трактором, прошедшим испытание в Международном центре США (Штат Небраска). Стабильный спрос на эту технику объясняется низкой стоимостью, доступностью запчастей, высокой выносливостью и производительностью.
Описание и назначение модели МТЗ 82
Трактор предназначен для работ в сельском хозяйстве с использованием многочисленных видов навесного оборудования, полунавесного или прицепного. Часто используется коммунальными службами, многими предприятиями для выполнения строительно-ремонтных и погрузочных работ.
В зависимости от установленного навесного оборудования, трактор МТЗ 82 может выполнять функции:
- погрузчика;
- бульдозера;
- экскаватора;
- приводного механизма для сельхозтехники;
- бурения скважин и многие другие виды работ.
Кабина МТЗ 82 не отличается особой комфортностью, по сравнению с европейскими марками тракторов, имеющими удобные сиденья, кондиционеры и другие улучшенные условия. Даже герметизация кабины и фильтры очистки воздуха были установлены только после модернизации в 1982 году. Но в остальном эта техника полностью себя оправдывает – удобна в работе, особенно на сложных участках, экономична в расходе топлива, легко ремонтируется, вынослива.
Технические характеристики
Технические параметры трактора «Беларус» представлены в таблице:
Масса (кг) зависит от установленного дополнительного оборудования, но имеет допустимые ограничения | · конструкционная – 3750;
· максимально допустимая – 6500. |
Габариты (мм) | 3930×1970×2800 |
Колея (мм) регулируется с различными интервалами для симметричного или несимметричного расположения колёс | · по ведущим колёсам — от 1430 до 1990;
· по задним – 1400–2100.
|
Минимальный радиус поворота (м)
|
4,5 |
Минимальный дорожный просвет (мм)
|
645 |
Удельное давление на грунт (кПа)
|
140 |
Имеет высокие скоростные данные, которые обеспечивают эффективное выполнение многих работ. Максимальные показатели (км/ч) | · транспортная – 34,3;
· рабочая – 15,6.
|
Объём топливного бака (л)
|
130 |
Грузоподъёмность на оси подвеса заднего навесного устройства (кг)
|
3200 |
Трансмиссия | · коробка передач – механическая;
· количество передач вперёд – 18, назад – 4; · муфта сцепления – однодисковая фрикционная.
|
Параметры питания | · номинальная мощность генератора (кВт) – 1,15;
· напряжение бортовой электросети (В) – 12; · номинальное напряжение системы электропуска (В) – 12 (под заказ 24).
|
Рулевое управление
|
гидрообъёмное, состоит из нескольких рабочих узлов |
Тип механизма поворота
|
рулевая трапеция и гидроцилиндр |
Ходовая система | колёсная |
Вал отбора мощности предназначен для передачи энергии от двигателя на рабочие механизмы | · задний независимый I (об/мин) – 540;
· задний независимый II (об/мин) – 1000. |
Характеристики двигателя
У трактора «Беларус» двигатель дизельный, четырёхтактный, безнаддувный. Параметры:
- модель – Д-243;
- марка – ММЗ;
- цилиндры – 4 шт. диаметром 110 мм;
- ход поршня (мм) – 125;
- номинальная мощность (л. с.) – 81;
- номинальная частота вращения (об/мин) – 2200;
- рабочий объём (л) – 4,75;
- удельный расход топлива при эксплуатационной мощности (г/кВт⋅ч) – 229;
- удельный расход топлива при номинальной мощности (г/кВт⋅ч) – 226.
Модификации модели МТЗ-82
Со времени первого выпуска технические характеристики МТЗ 82 периодически модернизировались. Были созданы несколько приспособленных под определённые функции модификаций. Они все выпускаются под названием МТЗ 82, только с добавлением дополнительных индексов. Начиная с 2000 года, этот модельный ряд выпускается под названием «Беларус-82».
На базе МТЗ 82 были созданы:
- МТЗ 82.1 – имеет больший объём кабины, а другие параметры сохранились прежними.
- МТЗ 82.1-23/12 – увеличены передние колёса, имеет усиленный балочный передний мост.
- МТЗ 82Р – для сборки риса, позволяет проводить масштабную почвообработку по воде.
- МТЗ 82Н – адаптирован под рельефные местности, склоны, снижен центр тяжести конструкции.
- МТЗ 82К – адаптирован под крутые склоны гористой местности.
- МТЗ 82Т – адаптирован под овощеводство – для ухода за посадками и сбора урожая.
Основные преимущества и недостатки
У трактора МТЗ много очевидных преимуществ:
- низкая стоимость;
- экономичная эксплуатация (на расходе топлива, ремонте и др.);
- лёгкое управление;
- большая выносливость;
- приспособленность к работам при экстремальных погодных условиях, на сложных грунтах, при бездорожье;
- можно устанавливать много разновидностей навесного оборудования.
Недостатки тоже имеются, но их гораздо меньше:
- на площадях более 80 га он малопроизводителен;
- двигатель может не завестись от некачественной солярки;
- при большой нагрузке на двигатель в выхлопной трубе появляется сильное задымление.
Особенности эксплуатации
Минские тракторы МТЗ просты в управлении, но для обеспечения длительного срока эксплуатации в исправном состоянии без ремонтов необходимо учитывать некоторые их особенности.
Зимой можно применять только специальные, предназначенные для этого сезона сорта масел и дизельного топлива. При температуре ниже -30 заправляется специальное арктическое топливо. Перед запуском мотора на морозе используется предпусковой подогреватель. Перед длительным нахождением трактора на стоянке масло из картера нужно сливать.
Для проведения трактора МТЗ 82 в движение двигатель переводится на малые обороты, педаль муфты выжимается до отказа. Когда её рабочие детали остановятся, плавно включается передача. Двигателю подаётся дизтопливо, педаль сцепления опускается. На крутых поворотах можно включать только малую скорость.