Все об устройстве генератора автомобиля
Сложно представить работу автомобильного мотора без электрической его составляющей, которую обеспечивает один из агрегатов. Чтобы избежать различных неожиданностей в работе автомобиля, следует изучить устройство генератора. Водитель должен знать не только принцип его функционирования, но и уметь вовремя заменить вышедший из строя агрегат.
Устройство узла
Источник тока необходим для подзарядки аккумулятора, а также обеспечивает питание остальным узлам (системе зажигания, фарам, бортовому компьютеру и т.п.). Если генератор автомобиля выйдет из строя, то и батарея станет бесполезной, когда закончится заряд. Описание составляющих рассматриваемого узла автомобиля приведено ниже.
Корпус детали
Основная обязанность данной части агрегата – защитить его «начинку». Корпус автомобильного генератора должен быть легким, не мешающим развивать технике большую скорость. Поэтому изготавливают его из дюралюминиевого сплава. В крышках монтируются подшипники, участвующие в роторном вращении.
В конструкции предусмотрена охлаждающая система, представляющая собой набор отверстий для вентиляции. Если основное устройство генератора для всех автомобилей идентично, то конструктивные особенности системы охлаждения разнятся. Влияют на это такие параметры: температура воздуха под капотом и рабочий диапазон оборотов двигателя.
Обмотка генератора
За создание электромагнитного потока «отвечают» ротор и статор, основным элементом которых является обмотка. Стационарная часть конструкции – не что иное как кольцо из трансформаторного железа, в пазах которого и распределена обмоточная медная проволока. Всего в сердечнике статора собрано 3 обмотки, соединенных в «треугольник» или «звезду». Выпрямление напряжения в точке соединения обмоток обеспечивает мост из диодов.
При работе генератора вырабатывается большое тепло. Чтобы провода в обмотках не оплавились, их предварительно покрывают термостойкими составами. Изоляция медного провода представляет собой 2 слоя специального лака.
Ротор генератора авто
Вращающаяся часть конструкции представляет собой электромагнит, закрепленный на валу. Ток на обмотку ротора (она единственная) подается посредством колец из меди, закрепленных на валу. Контакт колец с обмоткой обеспечивают специальные щетки из графита. Наружный параметр роторного сердечника отличается от внутреннего диаметра статора – он на 1,5-2 мм меньше.
Устройство регулятора
Для стабильной работы бортовой сети автомобиля необходимо поддерживать оптимальные параметры напряжения, создаваемого обмотками генератора. Эту обязанность на себя берет реле-регулятор. На U-выходное влияет и температура воздуха, поэтому в некоторых машинах данный элемент дополнен датчиком тепла. Место монтажа реле-регулятора может быть различным – внутри непосредственно у щеток, либо вне корпуса, на щеткодержателе.
Особенности выпрямителя
Генератор автомобиля оборудован преобразователем тока переменного в постоянное напряжение на статорном выходе. Мост выпрямительный представляет собой «подкову» из соединенных между собой на токопроводящей основе 3-х диодных пар.
Принцип действия механизма
Без физических процессов невозможно запустить автомобиль. В первую очередь необходимо выдержать правила электромагнитной индукции, на которой основан принцип работы генератора автомобиля. Происходит это следующим образом:
- запуская двигатель, посредством приводного ремня дают толчок ротору;
- поступившее на обмотку ротора напряжение запускает в действие магнитные потоки постоянного характера;
- роторное вращение провоцирует электродвижущую силу в обмотках статора;
- проходя через диодный мост, к бортовой сети поступает уже выпрямленное напряжение.
Сила тока зависит от нагрузки, идущей от плюсовой генераторной клеммы. Оптимальные параметры поддерживает реле-регулятор.
Зная принцип работы генератора автомобиля, легче определить причину выхода устройства из строя, а также обеспечить более длительный период его эксплуатации.
Как продлить срок службы детали
О проблемах с машинным генератором сигналы подает контрольная лампочка на приборной доске. Загорается она в случае недостаточного напряжения. Признаки неисправности здесь таковы:
- аккумуляторный перезаряд или недозаряд;
- при работах на х.х. — слабый свет фар;
- поток света меняется в зависимости от частоты вращения вала коленчатого;
- генератор в процессе выдает стуки или писки.
Особое внимание следует уделить ремню привода. Если он перенатянут, это спровоцирует перегруз подшипников, и они быстро выйдут из строя. Слабое натяжение вызывает пробуксовку ремня, отчего он изнашивается раньше времени. К тому же, слабое натяжение не дает генератору возможности выдавать необходимое напряжение.
Если не замечать подобные проблемы в функционировании агрегата, это приведет не только к дорогостоящему ремонту, но и полной его замене.
Как заменить генератор более мощным агрегатом
Автомобилисты не всегда удовлетворены действиями «родного» генератора из-за выдаваемого низкого рабочего напряжения. Поэтому подыскивают на замену варианты помощнее. Но здесь следует обращать внимание на совместимость устройств, подбирая замену с идентичным креплением.
Если «родной» генератор автомобиля соединялся 2-мя проводами, а новому достаточно одного, то лишний проводник необходимо изолировать. Потребуется и замена зарядного реле на более современный аналог.
Эти рекомендации игнорировать не стоит, в противном случае контрольная лампа будет гореть постоянно и потухнет только при разряженном аккумуляторе, давая автомобилисту ложную информацию.