Особенности и технические параметры двигателя УМЗ 4216
Мотор УМЗ-4216 — малоразмерная бензиновая инжекторная силовая установка, предназначенная для малотоннажных грузовиков и микроавтобусов. Ранняя версия была карбюраторной. Производитель — Ульяновский моторный завод. Первая модификация была выпущена в 1998 году.
Конструктивный «предшественник» этого мотора — двигатель ЗМЗ, выпускавшийся с 1969 года. От своего предшественника двигатель УМЗ-4216 получил принципы компоновки и некоторые узлы.
Конструкция
Это одна из разновидностей силовой установки УМЗ-421. В «четыреста двадцать первую» линейку входят также моторы 4213, 4215, 4218.
УМЗ-4216 выделяется среди них следующим:
- алюминиевым блоком цилиндров;
- закалкой коренных и шатунных шеек коленвала высокочастотным током;
- шестеренчатым приводом ГРМ;
- нижним расположением распредвала;
- алюминиевыми штангами.
В модели двигателя УМЗ-4216 с поршнем калибром 92 мм гильзы в блоке цилиндров ставятся «мокрого» типа, их можно снять. Но в более мощной модификации с диаметром поршня в 100 мм гильза в соответствующий отсек вдавливается при помощи мощного пресса намертво, и изъятию не подлежит.
Двигатель УМЗ-4216 состоит из:
- Блока из 4 цилиндров с гильзами, расположенными в ряд.
- 8 клапанов верхнего расположения, по 2 на камеру сгорания.
- Зубчатого маховика одномассового типа.
- Коленчатого вала с 5 опорами и 4 шатунными шейками.
- 4 поршней, на каждом — 2 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
- Шатунов.
- Насоса подкачки масла.
- Толкателей и штанг.
- Шкива и ступицы коленчатого вала.
- Прокладок и сальников.
Коленвал имеет шестерню, выполненную из металла, а шестерня распределительного вала изготавливается из текстолита.
К двигателю подсоединяется система зажигания, жидкостного охлаждения и другие вспомогательные механизмы.
Технические характеристики
Технические характеристики двигателя УМЗ 4216 различаются в зависимости от модификации. Но варьируется только мощность мотора, в остальном характеристики схожи:
- Количество цилиндров — 4.
- Расположение — в один ряд.
- Порядок работы — 1-2-4-3.
- Рабочий объем — 2,89 л.
- Диаметр поршней — 100 мм (92 мм устарел).
- Компрессия в цилиндрах — 9,2.
- Ход поршня — 92 мм.
- Мощность — от 100 до 125 л. с. в зависимости от модели.
- Расход топлива в городском режиме, средний — 10,4 л/100 км, в смешанном — 11,2 л/100 км.
- Максимальный крутящий момент — 235 Нм.
- Полный крутящий момент — 221 Нм.
- Режим работы, при котором развивается полный крутящий момент — 2200—2500 оборотов в минуту.
- Режим холостого хода — 800 оборотов в минуту.
- Впрыск — распределенный, в наиболее современной модификации управляемый микроконтроллером.
- Основной вид топлива — неэтилированный 92-й бензин. Возможно использование 95.
- Топливный класс мотора — Евро-3 или Евро-4 в зависимости от модификации.
Обслуживание
УМЗ-4216 — простой и неприхотливый двигатель, предназначенный для коммерческого транспорта. Обслуживание мотора необходимо проводить регулярно, в соответствии с графиком ТО.
Работы по обслуживанию делятся на 3 группы:
- ежедневная проверка состояния;
- контрольно-диагностический сервис;
- регламентное обслуживание.
Ежедневно в двигателе УМЗ-4216 необходимо проверять уровень масла, охлаждающей жидкости, герметичность системы охлаждения, смазочной системы и топливопроводов питания. При углубленном контроле, который проводится по расписанию, к этим работам добавляется:
- проверка термостата, датчиков охлаждающей жидкости и всех систем — масляной, питающей и т. п.;
- качество соединений всех систем на предмет герметичности (включая вентиляционную);
- контроль состояния электрооборудования (в том числе свеч на предмет нагара);
- проверка ремня ГРМ и ремня от шкива генератора;
- состояние генератора.
По утвержденному регламенту, раз в полгода на двигателе УМЗ-42616 выполняют следующие манипуляции:
- подтягивают винтовые соединения;
- осуществляют регулировку клапанов (по мере необходимости);
- проводят регулировку зазоров и очистку внутренних объемов двигателя от пыли, нагара и грязи;
- промывают масляный фильтр, картер, систему охлаждения, заменяют охладитель;
- меняют масло.
Распространенные поломки
К наиболее распространенным неисправностям двигателя УМЗ-4216 относятся:
- Подтекание масла. Возникает из-за неплотного прилегания сальника коленвала, происходит из-за превышения рекомендуемого числа оборотов — 2500.
- Подергивания на холостом ходу, мотор «троит». Заводской дефект.
- Постукивание в моторе. Возможно после каждых 15 тысяч км пробега. Виновники — неотрегулированные клапаны либо проблемы с коленчатым валом.
- Сильная вибрация. Неполадки в работе кривошипно-шатунного механизма либо системы зажигания.
- Перегрев мотора. Происходит из-за выхода из строя термостата, помпы или прогорания прокладки.
Варианты тюнинга
Для данного мотора целесообразен только один вариант тюнинга, оптимизирующий «городской» режим. Для этого тщательно отрегулировать клапаны, «довести до ума» головку БЦ и модернизировать камеры сгорания.
Модельный ряд
У двигателя УМЗ-4216 существуют следующие модификации:
- Мотор 4216.10, выдающий максимальную мощность в 123 л. с. Евро-3.
- Мотор 42161.10 — упрощенный вариант на 99 л. с.
- Мотор 42164.10 — 125 л. с., стандарт Евро-4.
- Моторы 42167.10 и 421647.10 — газобензиновые, мощностью 123 и 100 л. с. соответственно.
Этот двигатель является единственным среди российских моторов, установка на который газового оборудования не приводит к потере гарантии.