Особенности конструкции автомобильного двигателя ЗМЗ-402
Автомобильный двигатель ЗМЗ-402 – одна из самых известных моделей, использовавшаяся на многих машинах ГАЗ, включая широко распространенные ГАЗ Соболь и ГАЗ Газель.
Он начал выпускаться более сорока лет назад, но его конструкция оказалась настолько успешной, что ГАЗ с таким двигателем выпускались вплоть до 2000 г. И хотя сейчас этот мотор можно обнаружить разве что в запчастях, во многих автомобилях он до сих пор стоит, пусть и не отвечает современным требованиям к мощности.
Конструкция и устройство двигателя ЗМЗ-402
В серию ЗМЗ-402 входили три вида: 402.1, 402.2 и 402. Различаются они по уровню сжатия топливной смеси, который в зависимости от типа находится в промежутке от 6,7 до 8,2.
Это простые в использовании моторы, использующие бензиновое топливо. В них установлен карбюратор и по четыре цилиндра в ряду.
Для увеличения герметичности блок цилиндров и верхняя сторона картера представляют собой единый компонент, отлитый из высокопрочного алюминиевого сплава и покрытый специальным составом.
По нижней стороне блок перегородками делится на четыре сектора, в которых размещены коренные подшипники коленчатого вала, крышки которых отлиты из ковкого чугуна. Их расточка происходит вместе с блоком, и ставить крышки на другое место нельзя. Для удобства на них выгравированы порядковые номера.
На передней части блока расположена алюминиевая крышка газораспределительного механизма. Сзади блока размещен картер сцепления.
Блок и головка цилиндров не нуждаются в особом уходе, кроме удаления скопившейся пыли и подтяжки резьбовых соединений.
Задний сальник является слабым местом двигателя ЗМЗ-402. Веревка, пропитанная графитовым составом, не рассчитана на эксплуатацию при высоких (более трех тысяч) оборотах коленвала. При недостатке смазки мотор просто ломается.
Простота конструкции позволяет ремонтировать и модифицировать мотор своими руками, без обращения к специалистам. Недостатком является высокая возможность перегрева при интенсивной эксплуатации.
Устанавливался двигатель ЗМЗ-402 на следующие машины:
- ГАЗ 2410;
- ГАЗ 3102;
- ГАЗ 31029;
- ГАЗ 3110;
- ГАЗ 31105;
- ГАЗ Соболь;
- ГАЗ Газель;
- некоторые модели УАЗ;
- микроавтобусы «Латвия».
Технические параметры ЗМЗ-402
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402:
- Четыре цилиндра с двумя клапанами на каждом.
- Ход поршня составляет 92 мм.
- Диаметр цилиндра – 92 мм.
- Очередь действия цилиндров: 1-3-4-2.
- В качестве системы питания установлен карбюратор.
- Расход масла на 1000 км равен 100 гр.
- Мотор имеет массу 181 кг.
- Крутящий момент равен 182/2500 Нм/об. мин.
- Мощность мотора составляет 100 л. с. на 4500 оборотов в минуту.
- Рабочая температура мотора составляет приблизительно 90 градусов.
- Замену масла нужно проводить каждые 10000 км.
- Ресурс мотора составляет 200 тысяч километров.
- Объем двигателя – 2445 см3.
Автомобили ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 меньше загрязняют окружающую среду, так как в моторе предусмотрена система рециркуляции выхлопных газов.
Расход топлива
Большим недостатком машин ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 является избыточный расход топлива. На сто километров у автомобиля ГАЗ с таким мотором уйдет 13 литров. Связано это с устаревшими технологиями, использованными при его создании.
Настройка карбюратора при подаче топлива была произведена некорректно, в результате автомобили с таким мотором расходовали избыточное количество топлива и неровно работали на холостых оборотах.
Исправляется этот недостаток заменой карбюратора от другой подходящей машины, например, от «Жигулей».
Критерии выбора моторного масла
Заливать в двигатель ЗМЗ-402 рекомендуется только минеральное масло. Другие типы смазки испортят машину. Герметик, применяемый в двигателе, является простой веревкой, пропитанной графитовым составом. Синтетические и полусинтетические масла, попав на герметик, разъедают его.
Если хочется использовать синтетическое и полусинтетическое моторное масло, целесообразнее провести тюнинг двигателя.
Тюнинг для двигателя ЗМЗ-402
Двигатель ЗМЗ-402 уже довольно старый и для современного водителя он кажется маломощным. Решить эти проблему можно несколькими способами:
- установить новый распределительный вал;
- поменять поршень на облегченный;
- повысить диаметр клапанов;
- применять только синтетические или полусинтетические масла в качестве смазки;
- поставить свечи и высоковольтные провода от иномарок;
- перенастроить выхлопную систему;
- установить более современный карбюратор;
- осуществить проточку маховика.
Другой способ повысить мощность ЗМЗ-402 – расточить блок под гильзы. Для стандартной вариации нужны гильзы диаметром 92 мм, после расточки подойдут даже 100 мм. Но такой тюнинг имеет и недостаток: в блоке цилиндров нарушится температурный режим. Кроме того, у машины повысится расход топлива, который и так слишком большой.
Увеличить количество л. с. можно, отшлифовав головку блока. При таком способе возрастает уровень сжатия, в дальнейшем можно заливать в машину топливо с повышенным октановым числом. Дополнительно улучшить производительность поможет расширение выхлопной трубы и выпускного коллектора.
Если нужно значительно повысить эффективность мотора, то самым эффективным вариантом будет установка инжектора вместо карбюратора. Так можно добиться увеличения мощности на 30 л. с. К недостаткам способа относится его трудоемкость и дороговизна.
Независимо от способа тюнинга, автомобиль с двигателем ЗМЗ-402 никогда не превратится в гоночный. Все вышеперечисленные изменения влияют только на сопротивление движущихся деталей, которое в изначальной конструкции и так невысокое. Это надежная и эффективная модель, предназначенная для автомобилей малой грузоподъемности.