Самостоятельное изготовление ходоуменьшителя для мотоблока
Установка ходоуменьшителя на мотоблок способствует увеличению крутящего момента за счет снижения транспортной (не рабочей) скорости аппарата. Рабочая скорость при этом практически не изменяется, а тяговое усилие возрастает, за счет чего можно обрабатывать значительно большую площадь.
Процесс изготовления ходоуменьшителя для мотоблока своими руками требует подготовительных работ.
Необходимые материалы и инструменты
Ходоуменьшитель — это обычный понижающий редуктор, который увеличивает крутящий момент за счет снижения оборотов двигателя. Такие редукторы существуют разных типов, для мотоблока наиболее применим шестеренчатый.

Для сборки понижающего шестеренчатого редуктора понадобятся:
- измерительно-чертежные приспособления для создания чертежа;
- пила по металлу;
- дрель со сверлами;
- подшипники;
- шкив;
- стальной лист толщиной 3–4 мм (подойдет сталь СТ3);
- готовый корпус (от генератора);
- коническая ведущая и обыкновенная ведомая шестерни;
- ведомый и роторный валы.
Понадобятся различные болты, гайки и шайбы для креплений. В некоторых случаях целесообразно использовать сварочный аппарат.
Технология сборки
Создание самодельного ходоуменьшителя, как и любого другого сложного механизма, начинается с составления чертежа. Это поможет определиться с техническими показателями — какого крутящего момента планируется достичь, сколько оборотов в минуту должен делать роторный вал и т. п. На этом этапе главным вводным параметром, от которого следует отталкиваться, является штатная мощность мотоблока.
На предварительном этапе необходимо изготовить или выбрать корпус для редуктора, т. к. все движущиеся элементы ходоуменьшителя для мотоблока должны быть закрыты.

После этого:
- В соответствии с диаметром редуктора нужно вырезать из металла оболочки подшипников, которые будут насажены на приводной вал. Располагать фланец надо с обратной стороны редуктора, с противоположной от подшипников.
- Прикрутить фланец к корпусу генератора.
- Насадить на роторный вал ведущую, а на ведомый — ведомую шестерню. Состыковать их друг с другом.
- Установить на ведомый вал шкив ременной передачи, используя пружинные шайбы и гайки.
- Убедиться, что все части собранного ходоуменьшителя состыкованы с валом роторного генератора.
- Поместить его в корпус.
- Проверить механизм в действии.
Другие варианты конструкции

Такой редуктор-ходоуменьшитель для мотоблока отличается высокой надежностью. В отличие от некоторых других решений, он имеет возможность реверса, то есть устройство сможет двигаться задним ходом.
Данное устройство подойдет для мотоблока средней или большой (от 15 л. с.) мощности. Для менее мощных агрегатов оптимально использовать червячный редуктор, который отличается большим передаточным числом и, соответственно, дает больший прирост крутящего момента. Но червячный редуктор не позволит мотоблоку двигаться задним ходом, и изготовить самостоятельно его намного сложнее. Готовые блоки являются неремонтируемыми.
Реже применяется цепной редуктор. Иногда используются комбинированные шестереночно-цепные и червячно-цепные модификации.
Особенности эксплуатации
После того как ходоуменьшитель на мотоблок был установлен, необходимо проверять его работу не реже одного раза в полгода, периодически меняя масло в подшипниках, смазывать цепи, шкив и «звездочки». Если устройство используется редко, а в основном находится на хранении, то следует обеспечить его антикоррозийную обработку и качественную консервацию при помощи соответствующего масла.
Перед тем как начинать работу, необходимо убедиться, что корпус редуктора закрыт, все элементы исправны и надежно скреплены между собой. Во время работы можно использовать только обувь с толстым кожаным верхом.
Протирать и смазывать ходоуменьшитель для мотоблока можно только в выключенном и остывшем состоянии.
Данное устройство относится к категории источников повышенной опасности. К работе с ним нельзя допускать несовершеннолетних.