Изготовление самодельного прицепного устройства для мотоблока
В частном хозяйстве для вспашки земельных участков активно используется мотоблок – своеобразный подвид малогабаритных тракторов. Он может оснащаться дополнительным сменным оборудованием – прицепом, в котором перевозят груз на малые расстояния по твердой поверхности. Но не всегда модели покупных прицепов имеют необходимые особенности, поэтому некоторые мастера конструируют прицепное устройство для мотоблока своими руками. С точки зрения финансовых затрат – такой подход наиболее выгодный.
Классификация мотоблочных прицепов
Существует несколько основных видов конструкций прицепов к мотоблоку.
С цельным каркасом – борта прицепа жестко раскреплены и являются несъемными, благодаря чему в нем можно перевозить сыпучий и фасованный груз. Кузов закреплен на жесткой раме посредством сварки. С целью выгрузки и загрузки тары, материалов монтируется задний откидной борт.
![Прицепное устройство с цельным каркасом для мотоблока](https://specnavigator.ru/wp-content/uploads/2018/07/Pritsepnoe-ustrojstvo-s-tselnym-karkasom-dlya-motobloka-e1532092110316.jpg)
Трансформеры – данная конструкция универсальная, т. к. существует возможность применения прицепа как с жестким кузовом, так и с разборными, откидными бортами. Это дает возможность увеличения площади для перевозки габаритных грузов.
Самосвалы – разновидность прицепов, с помощью которых можно ссыпать груз без особых усилий методом опрокидывания.
![Прицепное устройство самосвал для мотоблока](https://specnavigator.ru/wp-content/uploads/2018/07/Pritsepnoe-ustrojstvo-samosval-dlya-motobloka-600x450.jpg)
Процесс изготовления
Чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками необходимо спланировать порядок действий. Первым делом создается эскиз будущей конструкции. После определяются с материалами, из которых будут изготовлены рама, каркас и борта.
Подготавливается место производства работ, проводится разметка, деталировка, подгонка и сборка узлов.
Подготовка необходимых инструментов и материалов
Для реализации проекта понадобится следующий инструмент:
- угловая шлифмашина и абразивные круги;
- дрель с набором сверл;
- шуруповерт;
- слесарные инструменты (зубило, плоскогубцы, молоток);
- тисы, зажимы, струбцины;
- рулетка, угольник, линейка металлическая, транспортир;
- аппарат сварочный;
- маркер, чертилка для металла и мел.
Нужно подготовить материалы:
- швеллер;
- уголок размером 25*25 мм;
- лист стальной, толщиной 2–3 мм, и оцинкованный – 0,6–1 мм;
- профильная стальная труба 60*60 мм или 60*30 мм, 30*30 мм или 25*25 мм;
- метизы (болты, гайки, саморезы либо заклепки);
- от любого легкового автомобиля колеса со ступицами и рессоры, или обычная балка для жесткой конструкции прицепа.
Изготовление рамы
Каркас рамы прицепа собирается из квадратной трубы методом сваривания. Поперечные элементы изготавливаются из профильной трубы 25 мм, лонжероны — из трубы – 60 мм. Для начала производится подготовка деталей согласно эскизам, после чего они собираются в единый каркас и свариваются между собой. Для временного крепления сборочных элементов используются зажимы и струбцины. Соосность и правильная геометрия сборки прицепа мотоблока проверяется рулеткой и угольником. Потом производится антикоррозийная обработка металла.
![Прицеп своими руками чертежи размеры](https://specnavigator.ru/wp-content/uploads/2018/07/Pritsep-svoimi-rukami-chertezhi-razmery.png)
Изготовление ходовой части
Для изготовления ходовой части швеллера спариваются между собой коробом, сварка стыков производится сплошным швом. По краям балки выполняется с помощью сварки крепление ступиц колес прицепа. Чтобы убедиться, насколько правильно собрана ось, проверяют параллельность колес (замеряют рулеткой расстояние между верхней и нижней или боковыми частями покрышки).
Балку и раму соединяют рессоры. Их края монтируются в предварительно приваренные кронштейны. Крепление балки к рессоре осуществляется при помощи серьги. Необходимо проверить ходовую часть на устойчивость, чтобы не опрокидывался прицеп для мотоблока. Во избежание передачи колебаний от ходовой к раме, используют кронштейны с резинометаллическими шарнирами (сайлентблоками).
Сборка кузова и обшивка каркаса
При разметке платформы относительно каркаса добавляются припуски. Они понадобятся для того, чтобы было куда закрепить стойки бортов. Борта прицепа устанавливаются на рамную конструкцию, которая сваривается из уголка 25*25 мм. Сварка выполняется встык, после чего происходит зачистка всех швов. Боковые борта и передний борт фиксируются в неподвижном положении, задний борт держится на дверных петлях и за счет этого получается откидным.
Последовательность сборки съемных бортов:
- собирается рама;
- подгоняется оцинкованный лист (0,6–1 мм) под размеры рамы;
- вырезаются из листа будущие стенки бортов и прикручиваются шуруповертом к раме.
Днище прицепа для мотоблока делается из стального листа (2–3 мм). Его размеры подгоняются под раму конструкции. После этого стальное полотно приваривается к ней небольшим швом по всему периметру каждые 3 см. Затем производят установку переднего борта, после монтируются боковые, которые соединяются между собой сваркой. Самым последним крепится задний борт. Для этого размечают и сваривают петли, делают фиксаторы-защелки.
К самодельному прицепу для мотоблока можно приделать сиденье в виде откидной деревянной лавки, расположенной спереди переднего борта.
Тормозная система мотоблока состоит из элементов легкового авто, из которого дополнительно заимствуются колеса и ступица. Чтобы тормоза работали надежно, делают вспомогательный фиксатор рычага.
![Тормоза на прицеп к мотоблоку](https://specnavigator.ru/wp-content/uploads/2018/07/Tormoza-na-pritsep-k-motobloku-630x317.png)
Крепление конструкции к мотоблоку
Как и основная конструкция рамы, дышло изготавливается из профильной трубы. Дышло может иметь треугольную форму, быть в виде прямой балки. Данный элемент с одной стороны приваривается к лонжеронам прицепа и усиливается ребрами жесткости, что обеспечивает высокую прочность и надежность. С другой стороны изготавливается и монтируется устройство шарнирного типа. Можно использовать трубу диаметром 1 1/4″–2″ c установленными в середине подшипниками, что обеспечивает легкость и плавность поворота, внутри устанавливается ось, которая фиксируется при помощи гайки и шпильки.
Затем сцепное устройство соединяется с проушиной заводского исполнения на мотоблоке. Этот вид соединения обеспечивает независимость колес прицепа от положения колес мини-трактора. Для соединения можно использовать заводскую сцепку для автомобильных прицепов с фаркопом.