Строповка грузов – схемы по зацепке и обвязке
Для организации работ, связанных с перемещением поклажи, зачастую необходимо выполнить ее правильную обвязку и зацепку. От этого во многом зависят жизнь и здоровье окружающих людей, целостность техники, сохранность товаров. Для осуществления погрузочных мероприятий важно использовать схемы строповки грузов, которые составляются на основе действующих стандартов и являются руководством по проведению погрузки.
Перечень правил по обвязке
Схемы строповки груза разрабатываются с учетом обязательных правил:
- Товар должен быть закреплен за все имеющиеся петли.
- Нужно обеспечивать одинаковое натяжение всех ветвей без провисания и изгибов на ребрах грузов.
- При захвате нужно проверять свободный заход грузозахватных устройств крюков, расположенных на крепежах.
- Заводить их следует с внутренней стороны и по направлению к центру тяжести поклажи без соприкосновения с самим грузом.
- Правилами строповки требуется соблюдение угла, образованного ветвями стропов, не превышающего 90 градусов.
- Важно зафиксировать свободные части стропов так, чтобы они не касались встречающихся при перемещении товара предметов.
Существующие грузовые приспособления
Обвязка и зацепка грузов осуществляется с применением нескольких разновидностей оснастки. Для выполнения погрузочных работ не обойтись без следующих устройств:
- стропов;
- захватов;
- траверс.
Траверсы представляют собой балки, на концах которых установлены грузозахватные приспособления. Захваты могут быть автоматическими и полуавтоматическими. Стропы выпускаются в виде отрезков цепей или канатов, состоящих из одной или нескольких ветвей. На концах могут закрепляться кольца, скобы, рым-болты, крюки, специальные эксцентрики и другие аксессуары. При их использовании составляются схемы строповки грузов.
При отсутствии схем, работы следует проводить под руководством стропальщика, которому доверяется контроль над правильностью обвязки товара и подача сигналов оператору грузоподъемной техники.
Какие бывают стропы?
Работы проводятся с применением цепных, канатных и ленточных стропов.
Последние виды строповых устройств – самые уязвимые при эксплуатации. Их функциональные качества сильно зависят от условий, в которых проводятся грузоподъемные мероприятия.
Текстильные материалы подвержены воздействию влаги, приводящей к их разрушению, они горючи, не слишком стойки к действию агрессивных сред. При использовании их в схемах строповки грузов, имеющих острые углы, требуется соблюдать осторожность, применять для защиты специальные прокладки. Прокладки помогают сохранить целостность текстиля, предотвратить падение и повреждение поклажи. Для этих целей подойдут куски пиломатериала, толстой резины и др.
Канаты удобны для обвязки объектов сложной формы. Чем отличаются от канатных цепные модели: они характеризуются хорошей гибкостью. Но они имеют большую массу и подвержены появлению трещин. Их целостность нужно постоянно отслеживать. Использовать цепи в схемах строповки грузов оправдано при наличии острых ребер у поклажи, высоких температур при погрузке и интенсивном абразивном износе.
Стропы могут быть одно-, двух-, трех и четырехветвенными. Используются модели, имеющие две специальные петли по концам, а также кольцевые.
Весовые характеристики перемещаемых объектов
Проведение обвязки осуществляется в соответствии со схемой строповки грузов, если известен вес перемещаемого товара. В противном случае она запрещена. Массу груза можно узнать из сопроводительных документов или прочитать на таре. При возникновении вопросов данные можно выяснить у изготовителя продукции.
Важно обладать информацией и о характеристиках стропов. Ее можно найти в таблицах грузоподъемности стропов. Нужно учитывать, что грузоподъемность может снижаться при:
- порывах ветра;
- при затяжке с помощью петли – на 20%;
- при различных углах ветвей стропов (на 20% – при 45˚, на 30% – при 90˚)
Способы обвязки
Схемы строповки грузов необходимо размещать в местах проведения работ по погрузке или разгрузке. Или же их должны иметь при себе ответственные за мероприятия лица.
Строповка товаров представляет собой мероприятие, связанное с обвязкой и зацепкой массивного груза, что важно для последующего его перемещения.
Зацепка проводится с использованием двух основных методов: в виде свободной укладки и с «удавкой».
Первый метод – более щадящий для перемещаемых предметов. Они просто устанавливаются между стропами. Способ используется в тех случаях, когда стропы не смогут сдвинуться относительно грузов. Чтобы предотвратить такое перемещение, нужны специальные приспособления, называемые распорками.
При втором способе строповки производится фиксация поклажи при помощи его собственного веса. Это крепление более надежное, но существует риск повредить объект (происходит большой износ стропов).
Правильная подготовка поклажи к перемещению служит гарантией безаварийности и безопасности. В каждом конкретном случае используются свои схемы строповки грузов, выполненные в графическом виде.