Особенности получения прав на каток
Дорожные работы, связанные с укладкой покрытия, не обходятся без использования специальной техники – катков. Машинист должен иметь соответствующие навыки управления и права на каток.
Какие бывают дорожные катки
Дорожные катки классифицируются по нескольким параметрам.
Способ передвижения:
- Самоходные — с собственным двигателем для вращения колес и вальцов.
- Прицепные, использующие энергию транспорта-тягача.
По числу установленных вальцов:
- Одно- и двухвальцовые;
- Трехвальцовые.
По способу воздействия на уплотняемую поверхность:
- Вибрационные — со специальным вибратором в виде вращающегося груза со смещенным центром масс, создающим уплотняющее усилие.
- Статические катки, сдавливающие материал собственным весом.
По количеству используемых осей:
- Одно- и двухосные;
- Трехосные.
По типу устанавливаемых вальцов катки бывают:
- С гладкими вальцами в виде широких стальных колес, позволяющих получить ровную площадку.
- Решетчатые катки оснащаются вальцами с рабочей поверхностью в виде решетки, которая измельчает крупные фракции, что повышает уплотняемость грунта.
- Кулачковые катки с рабочей поверхностью в виде выступов используются при уплотнении рыхлого грунта.
- Пневмоколесные с группами колес, расположенных со смещением, чтобы перекрывать колеи после передних колес следом задних шин.
- Комбинированные, где используется комбинация из существующих конструкций катков.
В зависимости от массы:
- Ручные, весом до 1 т;
- Тяжелые, вес которых свыше 16 т;
- Сверхтяжелые, имеющие вес порядка 100 т и больше.
Технические возможности
Катки, в зависимости от типа, обеспечивают уплотнение грунта на глубину минимум 20-30 см и максимум – 150-160 см. У катков современной конструкции средняя скорость передвижения 2-5 км/час, некоторые модели способны разгоняться до 14 км/час.
Существующие категории прав на каток
В отличие от прав тракториста, для управления самоходным катком необходимы права категории “B”, “C” или “D”.
Удостоверение машиниста катка позволяет управлять гусеничными и колесными машинами мощностью от 25,7 кВт и более 110 кВт. Удостоверение категории “D” дает право эксплуатировать еще и полуприцепные устройства на пневматических шинах.
Необходимые документы для получения прав
Чтобы получить удостоверение машиниста любой из выбранных категорий, нужно подать такие документы:
- Копию паспорта;
- Медицинскую справку, где стоит заключение «годен к управлению»;
- Копию уже имеющихся водительских прав;
- Черно-белые фото размером 3х4 см (2 шт.);
- Квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.
Удостоверение выдается гражданам, достигшим 18 лет.
Где можно сдать на права
Водительские права на машиниста катка (самоходного) выдаются государственной инспекцией Гостехнадзора по результатам сдачи экзамена после прохождения курсов обучения в аккредитованных центрах, с получением свидетельства. Обращаться за удостоверением следует в органы Гостехнадзора по месту проживания или нахождения учебного центра. В школе обязательно должно быть место для практических занятий и собственный автопарк.
Подготовка на права ведется по трем направлениям:
- обучение лиц, не имеющих рабочей профессии;
- переподготовка рабочих на другую специальность;
- повышение квалификации с целью совершенствования знаний и навыков работы.
Теоретическая программа обучения машиниста катка включает:
- изучение конструкции и технических характеристик катков;
- методы выявления и устранения неисправностей;
- основы безопасной эксплуатации;
- курс по правилам дорожного движения.
После базовой подготовки начинаются практические занятия по приобретению навыков эксплуатации и управления катком. Средняя продолжительность курсов составляет около 160 часов.
В конце обучения для получения удостоверения нужно сдать экзамен по теории и практике. Контроль теоретических знаний ведется по билетам или в электронной форме. Успешный результат дает допуск к экзамену по практике в Гостехнадзоре. В случае неудачи, повторный экзамен на права назначается не раньше, как через 7 дней. Практический экзамен проходит на автодроме и в условиях города.
Положительная оценка служит основанием для выдачи прав на каток, позволяющих работать и обслуживать дорожную технику.