Изготовление самодельного грейфера
Самодельный грейфер — устройство, конструктивно схожее с большим механизированным грейфером. Отличается от последнего только малыми размерами и отсутствием машинного привода.
Назначение ручного грейфера — очистка колодцев от залежей ила и донного мусора. Для копания почвы он непригоден из-за малого усилия на смыкающихся ковшах.
Процесс изготовления своими руками
Можно сделать грейфер своими руками, сэкономив на приобретении либо аренде дорогого оборудования. По эффективности самодельный грейфер для чистки колодцев ничем не будет отличаться от механизированного, т. к. ил — мягкая субстанция, находящаяся к тому же в полужидком состоянии.
Необходимый материал
Чтобы сделать устройство, потребуются:
- стальной лист толщиной 2 мм (подойдет любая, например, распространенная СТ3);
- две трубы из стали длиной около 60 мм, одна из которых свободно входит в другую, но не болтается;
- цепь либо стальной трос длиной втрое больше, чем глубина колодца, плюс 1,5–2 м на запас;
- сварочный аппарат, электроды и маска сварщика;
- дополнительно — дрель, болгарка по металлу, крепежные болты (можно обойтись без них).
Конструктивно любой самодельный грейфер состоит из двух зубчатых ковшей, в сомкнутом состоянии образующих полуокружность при взгляде спереди. Они соединены между собой кронштейнами, приваренными к барабану из вставленных одна в другую труб — первый ковш ко внешней трубе, второй — к внутренней. Дополнительно на пластинах ковша наварен балласт, примерно по 5 кг на каждой стороне. Одна цепь намотана на барабан, другие цепи или тросы продеты в проушины на пластинах — они размыкают «челюсти».
Пошаговая инструкция
Процесс сбора конструкции:
- Для ручного грейфера объемом в 1 ведро достаточно стальной пластины длиной 550 и шириной 220 мм. Она разрезается на 2 равные части, при этом разрез либо сразу идет зигзагом, формируя зубья, либо полосы с зубьями привариваются впоследствии.
- На первом ковше зубья должны быть на торце пластины, на втором — приварены с внешней стороны, чтобы при смыкании они заходили внахлест, один на другой.
- Для бортов берутся трапециевидные пластины высотой 220. Они привариваются к основным пластинам, которые сформируют раздвижное днище, с отступом в 50 мм от линии зубчатого края борта. При этом к первой чаше боковые пластины привариваются встык, ко второй — с внешнего края борта, чтобы при смыкании они заходили одна за другую.
- Снизу или сбоку наваривают балласт.
- После этого из остатков металла вырезают кронштейны или «ушки», по 2 на каждую половину раздвижного ковша. Их приваривают к узкой части трапециевидных боковин.
- Изготавливают шарнир из двух металлических труб. Трубка меньшего диаметра должна немного выступать из большей.
- Продевают шарнир меж половинками «пасти». Чашу меньшего диаметра через посредство «ушек» приваривают к внешней трубе (так, чтобы не прихватить сваркой внутреннюю), чашу большего диаметра — к внутренней трубе.
- Проверяют. Конструкция должна свободно двигаться, зубчатые пластины — смыкаться, «челюсти» — слегка заходить одна за другую.
- К барабану приваривают или прикрепляют другим способом основную цепь. В обеих чашах проделывают отверстия на противоположной от зубьев стороне, в которые так же продевают цепи или тросы (можно приварить или прикрепить иначе).
- Грейферный ковш своими руками готов.
Правила эксплуатации
На боковых цепях ручной грейфер опускают в колодец до самого дна. При этом его «челюсти» раскрыты на максимум. Когда он достигает дна (это чувствуется по ослаблению натяжения цепей), его поднимают за центральную цепь или трос, при этом чаши автоматически смыкаются под собственной тяжестью, зачерпывая ил.
Чтобы вытащить конструкцию, требуется существенное усилие. После подъема ее опорожняют и снова опускают в колодец — до победного конца.