Предназначение и технические характеристики автогрейдера ДЗ-98
Дорожную технику серии ДЗ Челябинский машиностроительный завод выпускает с 1978 г. За это время в конструкцию несколько раз вносились изменения. Так была создана модель ДЗ-98, технические характеристики которой указывают, что она является самой мощной дорожной техникой.
Предназначение техники
Грейдер ДЗ-98 предназначен для формирования профиля участка. Может использоваться на грунтах разной плотности. Отличается широким диапазоном рабочих температур: от -45 до +40°C. Есть тропический вариант.
Автогрейдер ДЗ-98 применяется:
- в строительстве;
- в ремонтных работах;
- для формирования насыпей;
- при подготовке основания дороги;
- для профилирования участков;
- при рыхлении породы и старого покрытия;
- для уборки снега и мусора.
Основные технические характеристики
Автогрейдер ДЗ-98 имеет следующие технические характеристики:
Название показателя | Значение |
Высота (м) | 4 |
Ширина (м) | 3,2 |
Длина (м) | 6 |
Максимальный клиренс (см) | 61,5 |
Предельная скорость передвижения | 47 км/ч |
R min поворота | 18 метров |
Тормозной путь при v=30 км/ч | 14 метров |
При отключенном контуре | 41 метр |
Угол полноповоротного отвала | 0–360° |
Боковое выдвижение отвала от | 102 см |
Перемещение отвала ниже поверхности опоры | 50 см |
Количество передних передач | 6 |
Количество задних передач | 6 |
Автогрейдеры ДЗ-98 могут быть выполнены в 6 вариантах, которые отличаются шириной колес. В зависимости от этого некоторые параметры отличаются:
Значения | Узкие | Широкие |
Ширина передних колес (м) | 2,62 | 2,69 |
Ширина задних колес (м) | 2,5 | 2,57 |
Нагрузка на почву в стоячем положении (кгс) | 10500 | 4630 |
Мотор автогрейдера
Грейдер ДЗ-98 работает от дизельного мотора ЯМЗ-238НД2 с системой турбонаддува на 8 цилиндров, ЯМЗ-240Г на 12 цилиндров, или Cummins. Оба варианта запускаются при помощи стартера. Частота вращения коленчатого вала, при которой мощность максимальная – 1,7 тыс. оборотов в минуту.
Максимальная мощность двигателя ЯМЗ-238НДЗ – 170 кВт. Для Cummins M-11C265 – 202 кВт.
Силовая передача
Трансмиссионный узел — механический. Он передает вращение на ведущие колеса. Есть возможность отключиться от них, изменить направление и скорость. Используется для работы гидравлических помп.
Узел силовой передачи соединен с маховиком мотора. Вращение коленчатого вала передается от двигателя к узлу силовой передачи через упругую соединительную муфту.
Тормоз, используемый для стоянки или удержания на склоне, ленточный. Сцепление сухое, двухдисковое.
Ходовая часть
Колесная формула автогрейдера ДЗ-98 – 1*3*3. При этом ведущими являются все мосты.
Особенность автогрейдеров ДЗ-98: их средний и задний мосты взаимозаменяемы.
Полуоси не воспринимают радиальную нагрузку от колес и называются разгруженными. Они могут выдерживать значительные нагрузки.
Для понижения скорости используют многодисковый колесный тормоз, металлокерамические диски которого расположены внутри масляной ванны.
Подвески среднего и заднего мостов — балансированные, с реактивными штангами. Они обеспечивают движение мостов в вертикальной плоскости.
Передний мост автогрейдера — ведущий и управляемый. Это обеспечивает высокую тягу на отвале, улучшенную проходимость.
Его конструкция похожа на предыдущие, отличается крепление к основной раме и детали, осуществляющие поворот колес.
Гидросистема автогрейдера
Через устройства гидросистемы осуществляется управление сцеплением, боковым отвалом, маневрированием и перемещением автогрейдера.
Система состоит из 2 контуров, в которых установлены шестереночные насосы. В качестве исполнительных устройств используются гидроцилиндры. Гидравлический мотор может быть установлен в механизме поворота отвала.
Пневмосистема
Пневмосистема агрегата состоит из двух контуров. Она позволяет управлять тормозами колес и рычагом для подвески навесной техники. Рабочее и аварийное торможение не зависит друг от друга. Контролирует давление внутри системы световой индикатор.
Процесс управления автогрейдером
Управление системами и механизмами осуществляется:
- механическим способом – коробкой передач, стояночным тормозом, передним мостом, реверсом, мультипликатором;
- механическим способом с гидросервированием – сцеплением;
- гидравлическим способом – поворотом передних колес, навесным оборудованием;
- пневматическим способом – колесными тормозами.
Исполнительные механизмы агрегата
Основной рабочий орган автогрейдера – отвал с ножом, который зафиксирован на тяговую раму. Он обладает способностью поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскости, двигаться вверх и вниз. Отвальное устройство можно выносить в сторону.
Навесные путепрокладочные механизмы делают машину многофункциональной. Это:
- рыхлитель почвы;
- кирковочное устройство для измельчения плотных грунтов и предыдущего покрытия дороги;
- бульдозерный отвал;
- боковой грейдерный отвал.
Зимой на отвал устанавливают специальное крыло, которое отбрасывает снег на обочину. Используя дополнительное боковое крыло, убрать заносы можно за ограждением. Лобовой лист на небольшой скорости сдвигает снег в сторону, а на повышенной — разбрасывает на полтора десятка метров. В результате такой очистки снежного вала вдоль дороги не образуется.
Бульдозерное оборудование применяется для засыпания ям, устройства выемок. Грунты 1–2 категорий перемещают без подготовки, 3–4 и мерзлые — предварительно разрыхляются.