Устройство и применение драглайна
Первый прототип драглайна был придуман еще в эпоху Возрождения известным ученым Леонардо да Винчи. В серийное производство этот вид техники поступил в США лишь спустя три века. В Советском Союзе производство таких экскаваторов наладили в первые годы после войны.
Область применения драглайна
Многие не знают, что такое драглайн, и даже никогда не слышали этого слова. Это одноковшовый экскаватор с длинной стрелой (до 100 м), которая соединяется с ковшом посредством тросового механизма. Эта конструктивная особенность позволяет производить копание только «на себя» в сторону экскаватора. Агрегаты могут отличаться глубиной копания и выгрузки.
Такие экскаваторы эксплуатируются при разработке грунта, который расположен ниже места нахождения агрегата. Это позволяет использовать их для рытья карьеров, котлованов, создания насыпей. Техника также активно применяется при гидротехническом и мелиоративном строительстве, при создании автомагистралей и железных дорог.
Эффективность спецтехники достигается за счет того, что характеристики драглайна превосходят параметры экскаваторов, оборудование которых представляется прямой и обратной лопатой.
Конструктивные особенности драглайна
Данный вид экскаватора является самым сложным в управлении, но он имеет преимущество перед аналогичной спецтехникой в том, что его можно одновременно оснастить различным оборудованием, которое функционирует на канатах.
Главные технические особенности драглайна:
- Длинная стрела — решетчатая и легкая, но отличается большими показателями грузоподъемности.
- Большой вес агрегата – может достигать 8000 тонн.
- Объемный ковш с гибкой подвеской и вместимостью до 168 кубометров позволяет увеличить глубину и радиус копания.
Главное отличие конструкции драглайна – это тросовый механизм. Благодаря ему осуществляется управление стрелой и ковшом. Это позволяет проводить работы на сложных грунтах и в труднодоступных местах. Результат выполнения задачи напрямую зависит от квалификации оператора.
Перемещение ковша производится маятниковыми движениями непосредственно к месту, и ковш быстро погружается в грунтовую породу под воздействием собственного веса. Затем при помощи подъемно-тягового канатного механизма грунт подрезается, транспортируется и вываливается в определенное место. Погружать грунт непосредственно в машины невозможно из-за гибкой подвески, поэтому дополнительно необходимо задействовать погрузчик.
При выполнении работ в неблагоприятных условиях с мерзлой или сильно твердой почвой сначала необходимо провести ее предварительное разрыхление.
Экскаваторы данного вида ценятся за высокую производительность, позволяющую выполнять большой объем работ, и за возможность эксплуатации техники в работах на глубине, где другие агрегаты просто не справятся.
Популярные модели драглайна
Существует большое разнообразие экскаваторов с драглайнами, которые выпускают как отечественные, так и зарубежные производители. В России популярными являются следующие:
- ЭО-4112А-1 – тросовый экскаватор от Донецкого завода экскаваторов. Это агрегат на гусеничном ходу, оснащенный навесным оборудованием.
- Модели с оборудованием вида ЭШ – большие электрические экскаваторы с объемом ковша до 20 кубометров от Новокраматорского машиностроительного завода.
- Модели ЭШ с объемом ковша 100 кубических метров и экскаваторы ЭДГ с ковшом до 8,5 куб. м от ОМЗ «Горное оборудование и технологии».
Среди иностранной техники с драглайном особой популярностью пользуются агрегаты от компании Хитачи. Модель Hitachi ZX330-3 на гусеничном ходу с удлиненной стрелой характеризуется высокой степенью надежности, эффективностью и прочностью, хорошо зарекомендовала себя в трудных и неблагоприятных рабочих условиях.
Технические характеристики:
- Вес агрегата – 40 тонн.
- Объем ковша – 1,4 куб. м.
- Повышенная маневренность.
- Оснащение дизельным ДВС.
Критерии подбора устройства
Первоначально необходимо точно знать особенности и характер работ, для которых будет предназначаться выбираемый экскаватор. Данная техника бывает двух разновидностей: периодического или непрерывного действия.
Перед выбором экскаватора нужно оценить его возможности. Для этого стоит изучить основные индексы, которые обозначают:
- Размеры агрегата и вместимость ковша.
- Порядковый номер модели.
- Устройство рабочей подвески.
- Ходовую часть.
Следует посмотреть буквенные обозначения:
- Порядковая модернизация – А, Б, В и так далее.
- Климатическое использование – С, ХЛ, Т, ТВ.
Цифровые обозначения определяют конструктивные особенности оборудования:
- Гибкая подвеска на канатных полипастах делит оборудование на прямую и обратную лопату;
- Жесткая подвеска на гидроцилиндрах позволяет оснащать данную технику гидромолотом;
- Телескопическое.