Классификация ассенизаторских машин
Вакуумные машины – это грузовые автомобильные шасси, на которые устанавливается вакуумный насос и цистерна с дополнительными устройствами для предотвращения перегруза и контроля работы. Такую технику успешно используют в коммунальном хозяйстве.
Устройство машины
В устройство входит вакуумный насос, приемный шланг, регулирующий кран, предохранитель от перегрузки. Насос внутри цистерны образует низкое давление. Под влиянием такого давления отходы поступают в емкость через приемный шланг.
Чтобы емкость не переполнилась, звучит сигнал для оператора, насос отключается автоматически. Бочки отличаются по объему, есть различия и в длине шланга. В стандартной комплектации длина шланга не превышает 15 метров, но может быть увеличена до 25 метров. Но в таком случае потребуется более мощный насос.
Обзор моделей
Ассенизаторская машина монтируется на шасси иностранных и отечественных производителей. Они отличаются по характеристикам, в зависимости от которых могут привлекаться к работам в промышленности или в коммунальном хозяйстве.
В промышленности такие машины используют для очистки протоков, заполнение которых опасно аварией. Чаще всего емкость с насосом устанавливают на шасси ЗиЛ, МАЗ, КамАЗ, Hyundai:
- КО-523Б;
- КО-515А;
- КО-520Д;
- Hyundai HD-170.
Эти модели встречаются в коммунальном хозяйстве чаще других.
КО-523Б
Эта вакуумная машина выпускается в Арзамасе на базе шасси МАЗ-437041. Она имеет следующие технические параметры:
- дизельный двигатель 110 кВт;
- максимальная глубина прочистки – 4 м;
- объем цистерны – 5 м3;
- время полной закачки – 5 минут;
- снаряженная масса – 11 тонн;
- мощность насоса – 310 м3/ч.
В комплектации модели: насос, цистерна, кран управления, шланг и система контроля уровня заполнения.
Последняя система работает для предупреждения поломок от перелива. Модель оснащена удобной кабиной водителя с отоплением и кондиционированием. Одна из особенностей этой техники – небольшие габаритные параметры, благодаря чему она может обслуживать труднодоступную городскую или пересеченную местность.
КО-515А
Производится заводом Коммаш в Арзамасе на базе шасси КамАЗ-4308. Мощность силового узла шасси – 134 кВт, работает на дизельном топливе. Цистерна с такой же вместимостью – 5 м3, но глубина прочистки может достигать 4,5 метров.
Эффективность работы помпы несколько ниже – 240 м3/ч, поэтому полностью цистерна заполняется за 7 минут. В комплектацию входит насос с глушителем, люк со шлангом, цистерна, система контроля и электрооборудование.
Глубина очистки соответствует наибольшей глубине отходников, потому насос справится с резервуаром любой вместимости. Мощность двигателя шасси выше, чем у первой модели. Это дает возможность обслуживать рассредоточенные объекты.
КО-515А выпускается в нескольких вариациях – производитель монтирует рабочее оборудование на обновленные шасси, которые соответствуют стандартам экологической безопасности. Среди них КамАЗ 4308 (Euro-2) и КамАЗ-4308-1016 (Euro-3).
КО-520Д
Выпускается на основе автомобильного шасси ЗиЛ-497442. Двигатель слабее, чем у предыдущих вариантов – 96 кВт, также дизельный. Объем цистерны – пять кубометров, максимальная глубина, на которую можно погружать шланг – 4 метра.
Насос за час способен пропустить 310 кубометров, емкость заполняется за 5 минут. Масса машины в снаряженном состоянии – 11 тонн. Электронное оборудование отсутствует.
Двигатель машины соответствует стандарту экологической безопасности Евро-3. Кабина трехместная, удобство сидений регулируется. Техника служит для очистки выгребных ям, участвует в ремонте трубопровода, очищает скважины от ила.
Hyundai HD-170
Ассенизатор на базе этого шасси выпускается в Нижнем Новгороде заводом Фаворит Сервис. Двигатель дизельный мощностью 213 кВт. Цистерна более объемная, чем у представленных моделей – 8 кубометров.
Глубина погружения шланга – до 4,5 метров, помпа работает с продуктивностью 310 м3/ч. Цистерна с таким объемом при помощи мощной помпы заполняется за 8 минут. Масса техники – 17,1 тонна в снаряженном состоянии.
Особенности:
- 4-ступенчатый кран;
- кабина высокой обзорности;
- спальное место в машине;
- экономный расход топлива;
- возможность безопасной перевозки даже при полной загрузке.
Усовершенствованная модель выиграет еще и по причине более высокой проходимости и надежности конструкции.
Другие модели
Среди прочих моделей ассенизаторских машин выделяют марки МВ, МК на базе КамАЗ, ГАЗ-53, ГАЗ-3307. Но их параметры во многом повторяют уже описанные выше за исключением вариаций исполнения насоса.
Иностранные производители предлагают более мощные и производительные единицы техники. Это вакуумные машины с бочкой Kobit чешского производства. Объем цистерн у них от 10 до 13 кубометров, глубина откачки может достигать и пяти метров.
Китайская спецтехника YTO LT-5060GXE не отличается особенными техническими параметрами, объем – 3,7 кубометра, глубина откачки – 4 м. Но и снаряженная масса меньше, что обеспечивает лучшую проходимость.
Отечественная техника с большим объемом емкости и мощной помпой: КО-505А, КО-505Б-1, МК-10, МВ-10 и МВ-11. Они производятся в Челябинске, Миассе, Кургане и Арзамасе. Емкость – 10 куб.м, длина рукава – 4-6 м.